В Екатеринбурге стартовала конференция "История сталинизма". Организаторами был заявлен подход на скрупулезное и беспристрастное изучение эпохи, в данном случае, "после Сталина", однако не все спикеры проявили стремление к объективности. Интересно, что мероприятие привлекло по большей части, не студентов, а местных "правозащитников", в том числе, со статусом "иностранных агентов", а участников конференции было чуть ли не больше, чем слушателей, передает корреспондент Накануне.RU.
Открыл первый день конференции главный редактор издательства РОССПЭН Андрей Сорокин, озвучив ряд благодарностей организаторам конференции, университету, который во второй раз принимает историков, он напомнил, что конференции и мероприятия цикла проходят уже восемь лет.
"Мы начали этот проект в тот же год, когда вышло печально известное пособие для учителей, в котором Сталин был представлен эффективным менеджером. Однако власти слали тогда разнонаправленные сигналы – президент Медведев тогда отправился на Магадан, а Путин посетил полигон в Южном Бутово, эти мероприятия были сделаны публичными", – задал тон Сорокин.
Он упомянул о том, что президент Путин недавно подписал указ о возведении памятника "жертвам политических репрессий" на проспекте Сахарова в Москве, и добавил, что "происходит определенный поворот в кругах истеблишмента", в который, как он считает, внес вклад и проект "История сталинизма".
По словам Сорокина, в рамках этого проекта проходят ежегодные конференции, вышло более 100 передач на одной из радиостанций, издано более 160 наименований книг, и главная цель всего этого - демифологизировать образ "положительного героя, которому инициативные группы готовы воздвигать памятники и бюсты". В то же время, он подчеркнул, что не намерен заниматься "подавлением просталинского дискурса", и выступает за пусть и жесткий, но диалог на основе конкретных фактов, источников и документов.
Чтобы подчеркнуть, что работа организаторов "Истории сталинизма" высоко оценена и поддержана на государственном уровне, Сорокин зачитал приветственные слова от спикера Госдумы Сергея Нарышкина, полпреда президента в УрФО Игоря Холманских, а приветствие от Совета Федерации озвучил автор книг, выпущенных в рамках проекта, Виктор Кондрашин, ставший в сентябре сенатором от Пензенской области.
"Приветствие" от муниципалитета озвучил глава Екатеринбурга Евгений Ройзман, который лично пришел на открытие в рубашке без галстука. Судя по всему, Ройзман не разделяет взгляды организаторов на диалог с оппонентами, и его речь больше напоминала выступление на политическом митинге, в котором "историк с мировым именем" собрал массу цифр и фактов, и ими отнюдь не научно, а пропагандистски манипулировал.
"Последнее время я сталкиваюсь с тем, что возникают какие-то очаги молодых коммунистов или уже пожилых коммунистов, которые выходят с инициативой по восстановлению памятника Сталину. Очень сильно изменилась ситуация в стране, очень сложно полемизировать. Когда мне довелось разговаривать с молодыми коммунистами, я приводил очень простой пример. Я говорю: посмотрите, был момент – 1937-38 годы, когда только по данным НКВД за два года было расстреляно 688 тыс. человек. Это наша страна убивала по тысячу человек своих граждан каждый день. Все эти люди реабилитированы. Они на меня смотрят и говорят: и что? На этом полемика заканчивается. Разговаривать очень сложно", – заявил Ройзман.
Выпускник истфака УрГУ вжился в роль авторитетного эксперта
При этом, он незаметно подменил данные, поскольку известно, что по официальным данным НКВД, которые были представлены в 1954 году, к высшей мере наказания были приговорены 642 тыс. 980 человек. Но сделано это было не в 1937-38 годах, а в период с 1921 по 1953 годы. Цифра большая, но о "тысяче расстрелов в день" речи и близко не идет. Тем не менее, мэра никто из профессионалов не поправил, а он продолжил рассуждать о "сопротивлении сталинистской пропаганде".
"Требуются очаги сопротивления, требуется постоянно давать для думающих и разумных людей какие-то точки опоры. Я им сказал: ладно, если хотите памятник Сталину, давайте поставим его на видном месте, чтобы у него в одной руке был топор, а в другой удавка – тогда все будет по-честному. Я привожу им другой пример: за годы войны из тех, кто призывался в Свердловске, в бою погибло 21 тыс. 397 человек, а теперь, внимание: из расстрелянных в 1937-38 году 20 тыс. 554 фамилии сегодня известны – такой простой пример", – продолжил "разоблачать сталинизм" Евгений Ройзман. Видимо, можно предположить, что цифры репрессированных, опять же, следует разделить не на два года, а на 23.
Но на этом политическая пропаганда в "перестроечном стиле" в стенах УрФУ не закончилась.
"Почему очень важно давать возможности для сопротивления, вооружать молодых какими-то аргументами? Я считаю, что мифологизация, легитимизация, оправдание предыдущего диктатора легитимизирует действия сегодняшнего диктатора, развязывает руки будущим диктаторам. Понимаете, о чем я говорю? Вот уже поэтому необходимо сопротивляться", – высказался Ройзман в "университете вне политики".
Отметим, что подобная тирада уместнее смотрелась бы на антиправительственном митинге, а не на "научной конференции" в стенах государственного университета. А в завершение Ройзман "ненавязчиво" пригласил участников посетить его музей Невьянской иконы.
Омбудсмен переживает, что Россия "ушла из Европы"
Еще одним представителем от региональных органов власти на конференции стала уполномоченная по правам человека Татьяна Мерзлякова. В своем довольно длинном и эмоциональном спиче она говорила о том, как важно, чтобы историки сняли монополию политиков на проблему прав человека. Она рассказала, что СССР еще в 1948 году входил в европейские организации по правам человека, но в начале 1950-х страны там не стало. То есть, как раз при Сталине с правами человека все было куда лучше, чем при Хрущеве?
"Надо очень подробно посмотреть, почему мы ушли из Европы", – отметила она.
Говоря о сталинском периоде, Мерзлякова попереживала о судьбе "разгромленного" музея "Пермь-36" (который, отметим, имеет статус "иностранного агента" и представлял бандеровцев и лесных братьев как "невинно репрессированных"), поскольку он "давал возможность критически взглянуть на эпоху Сталина". По ее словам, инициативы с изображением Сталина на автобусах и обсуждение памятника Сталину вызывают "самые тяжелые чувства у россиян", по крайней мере тех, кто приходит к ней и говорит об этом.
Бывший декан истфака, а ныне проректор решил побыть подальше от политики
На пленарном заседании был зачитан ряд докладов, при этом не все они были связаны собственно со сталинизмом. Например, первый проректор университета Дмитрий Бугров подготовил доклад о советских научно-популярных изданиях и советской фантастике, в контексте развития журнала "Уральский следопыт". А профессор из Германии Сюзанна Шаттенберг озвучила доклад на пока малоизученную тему – о том, как Леонид Брежнев получил власть и почему она со временем "перешла в культ его личности" с бесконечными наградами, орденами и медалями.
Западные эксперты сетовали на коллективность решений при Брежневе - при Сталине такого не было!
Согласно ее исследованию, на фоне жесткого Сталина и Никиты Хрущева, который над своими соратниками попросту издевался, давая им обидные прозвища и т.д., Брежнев выглядел наиболее демократичным лидером, которого не боялись. Однако, именно его демократизм, во многом, сослужил плохую службу – по ее словам, именно Брежнев ввел практику коллективного принятия решений и коллективного написания собственных докладов, практику согласования и десятков подписей под каждым документом. Несменяемость его окружения вызвала определенный кадровый застой, нарушила работу социальных лифтов, и личные позиции Брежнева были таковы, что его не отпускали на пенсию и поддерживали в большинстве решений.
Профессор Академии ФСБ Владимир Хаустов зачитал доклад о постсталинском реформировании органов госбезопасности. Профессор рассказал о том, как формировались органы госбезопасности, о практике "подметных писем", которые неоднократно использовались для замены наркома внутренних дел и эволюции создания положения, касающегося органа госбезопасности.
Эксперт Академии ФСБ сделал наиболее взвешенный доклад
Он отметил, что после смерти Сталина Хрущев нанес сильный удар по структуре, когда начал кадровую чистку, в результате которой 46 тыс. офицеров оказались уволены из органов. Хрущев сократил "за ненадобностью" отдел, который занимался наблюдением на транспорте и в промышленности – для Сталина это была альтернативная система получения достоверной информации – "Сталину не врали". Однако, уже спустя несколько лет ситуация настолько вышла из-под контроля, что в стране начали происходить события, как в Новочеркасске в 1962 году.
"Ошибка была в том, что руководство страны во всем обвинило Запад, стало наращивать штат контрразведки, но проморгало внутренние процессы, не увидело опасности внутри страны", – резюмирует историк.
Интересно, что несмотря на то, что о конференции было известно еще в мае, а в числе участников – ряд преподавателей УрФУ, актовый зал университета был практически пустой – в зрительном зале присутствовало несколько десятков человек, часть из них сами выступали, часть – иногородние гости, и небольшое число преподавателей. Фактически, студентов не было вообще, зато "на огонек" зашли местные "правозащитники", в частности, руководитель региональной организации "Мемориал", имеющей статус "иностранного агента", Анна Пастухова.
УрФУ хотят объявить "университетом вне политики"
Эксперты называют характер конференции во многом пропагандистским и политическим.
"Если мы говорим об истории Древнего Рима, у этого не будет политической подоплеки, но если мы говорим об истории ХХ века, тем более, истории нашей страны, естественно, что у любого историка есть своя позиция. Что интересно, что когда какие-то либералы высказывают свою точку зрения, согласно которой советский период был "черной дырой", "империей зла" и т.д., по этому поводу никто из этих деятелей не высказывается, что это необъективно. Когда же высказывается противоположная точка зрения, положительно оценивается, например, роль Сталина, тут же они начинают говорить о том, что "давайте быть объективными", – выразил свою точку зрения в беседе с Накануне.RU автор серии книг по сталинской эпохе Игорь Пыхалов.
По его мнению, в числе организаторов проекта есть люди, которые неоднократно показывали свою необъективность и даже невежество, в частности руководитель госархива Сергей Мироненко и представители "Мемориала".
Тем не менее, подобные мероприятия будут продолжаться и впредь. Исполнительный директор Центра Ельцина Александр Дроздов сделал анонс о том, что юбилейная десятая конференция пройдет опять в Екатеринбурге, но на этот раз, на площадке президентского центра, который будет открыт в ноябре текущего года. "Для меня сталинизм – это часть моей жизни, жизни моих родителей, всех моих близких людей. Я принимаю его весь, целиком. А вся мифологизация – пройдет со временем",– заявил Дроздов.
Дроздов уверяет: такие конференции позволяют бороться с мифологизацией
Дроздов пообещал, что в музее Ельцина, который фактически станет музеем истории России, большая часть экспозиции будет посвящена истории сталинского периода, и он будет подаваться "спокойно, без искажений". Но в том, что это действительно будет так, у экспертов есть большие сомнения.