Падение цены на нефть с параллельным изменением налогового режима в сторону больших изъятий доходов в пользу бюджета отразится на добыче, неоднократно говорили представители крупнейших российских нефтяных компаний. Особенно такие заявления пугали якорные "нефтяные" регионы, чьи бюджеты еще больше зависимы от сырьевых доходов, чем федеральная казна. В Югре утвердили основные характеристики бюджета на 2016 г., а вместе с ним и прогноз развития экономики до 2018 г., в основу которого, несмотря на опасения, лег умеренно-оптимистичный сценарий, передает корреспондент Накануне.RU.
Социально-экономический прогноз развития Ханты-Мансийского автономного округа на следующие три года имеет два сценария – консервативный и базовый, последний рекомендован региональному минфину, как основа для верстки бюджета. Базовый сценарий более оптимистичный. Рассчитан он исходя из среднегодовой стоимости барреля нефти в $50 в 2016 г. с повышением цены до $70 к 2018 г. Прогнозируемый курс рубля к доллару – 63,3 руб. в следующем году с укреплением до 58 руб. в 2018 г. Внутренние условия реализации сценария – инфляция в 6,5% и падение объемов добычи нефти в регионе с 249,7 до 246,5 млн т в год (в консервативном сценарии добыча за год снизится сразу до 238,1 млн т).
Различие индикаторов экономического развития между сценариями - несколько процентов, но если по основному из них промышленность в регионе все же будет расти, то негативный сценарий говорит о стагнации производства региона-донора. Заметного роста физического объема валового регионального продукта в Югре нет на протяжении последних нескольких лет, он оставался неизменным с 2013 г., по прогнозу правительства до 2018 г. подъем будет чисто символический – 0,06 -0,17%. Индекс промпроизводства снизится на 1,2-1,8% в течение следующих трех лет.
В текущем году югорчане стали меньше зарабатывать, показатель реальных зарплат в округе к концу года уменьшится на 11,2%. Ресурсов для того, чтобы это падение отыграть, финансисты не нашли – доходы работающей части населения существенно не изменятся. Одна из причин – решения Правительства в отношении компенсаций северянам. Законопроект, снижающий северные надбавки, который в 2014 г. разработал Минтруд, все еще находится в кабмине. Югра отнесена к районам, где применяется районный коэффициент 1,5 – севернее 60 градусов северной широты и 1,3 – южнее 60 градусов северной широты. На сегодняшний день более 570 тыс. человек или 75 % работающих – нефтяники, газовики, энергетики, транспортники, строители, бюджетники – получают заработную плату с районным коэффициентом 1,7.
"Установление районного коэффициента в размере 1,5 и 1,3 приведет к снижению заработной платы в организациях основных отраслей экономики, оттоку высококвалифицированных кадров на "большую землю" либо в другие более благоприятные территории с точки зрения оплаты труда и качества жизни и, как следствие, к социальной напряженности в автономном округе", - отмечают в правительстве Югры.
Вместе с тем в прогнозном периоде отмечен рост спроса на труд и, соответственно, увеличение численности занятых в экономике. К 2018 г. их число вырастет до 918,2 тыс. человек (2014 г. – 917,2 тыс. человек). Наиболее востребованными останутся рабочие профессии для топливно-энергетического комплекса, а также отраслей, требующих высокой квалификации специалистов.
В регионе стабильны показатели инвестиций, компании ТЭКа, которые значительно сократили вложения в 2014 г. (привело к падению показателя и по Югре на 7,6%), урезать инвестпрограммы в 2015 г. не стали. Югорские власти ожидают, что объемы инвестиций не снизятся и в следующие три года. Напомним, что перспективы добычи нефти в регионе связаны с трудноизвлекаемыми запасами, для их разработки требуются значительный вклад в технологии. Поэтому регион вновь просит рассмотреть реформу налогообложения для нефтяников.
"В целях предотвращения снижения добычи нефти в традиционных регионах нефтедобычи РФ, в том числе и в автономном округе, необходимо продолжить работу по определению основных целей и задач универсальной налоговой реформы в нефтяной отрасли с учетом долгосрочного прогноза развития нефтяной отрасли и бюджетных последствий", - говорится в прогнозе социально-экономического развития.
Зависимость Югры от нефтегазового сектора – одно из ограничений для роста. В структуре ВРП ТЭК занимает почти 70%, в регионе работают девять крупнейший компаний "Роснефть", "Сургутнефтегаз", ЛУКОЙЛ, "Славнефть", "РуссНефть", "Газпром нефть", НК Салым Петролеум Девелопмент, "Башнефть" и "Томскнефть".
"Учитывая объективные изменения в структуре извлекаемых запасов месторождений, недостаток ресурсных мощностей из-за постепенного истощения старых месторождений, замедление темпа ввода в эксплуатацию новых месторождений, необходимым условием в среднесрочном периоде становится снижение себестоимости добычи и геологоразведки нефти с привлечением новых более экономичных технологий, а также создание благоприятных и эффективных налоговых условий", - отмечается в экономическом прогнозе.
В прогнозном периоде сектора промышленного производства, ориентированные на потребительский спрос, будут развиваться динамично. В 2018 г. по отношению к уровню 2014 г. прогнозируется рост в производстве пищевых продуктов (11,4 %), обработке древесины и производства изделий из дерева (9,3 %), нефтепродуктов (4,1 %). В региональной Стратегии 2030 предусмотрено создание кластеров во всех отраслях экономики: лесной и горной промышленности, медицине, АПК. В Югре работает Центр кластерного развития на базе Технопарка высоких технологий, который формирует и курирует деятельность двух кластеров: газоперерабатывающего и лесопромышленного. За период 2015-2018 гг. прогнозируется увеличение и темпов производства агропромышленного комплекса на 12,2 %, стоит заметить, что аграрии региона в текущий кризисный год нарастили объемы производства продукции по всем видам.
Реестр приоритетных инвестиционных проектов Югры (без учета проектов в сфере нефтедобычи) включает в себя 120 проектов совокупной инвестиционной емкостью более 379 млрд руб. Среди них строительство мостовых переходов через Обь в Сургутском и Октябрьском районах, перинатальный центр Ханты-Мансийске, создание десятка индустриальных парков. Регион планирует инвестировать и собственные средства (порядка 30 млрд руб. ежегодно) в связи с чем гослдолг Югры будет расти. Если в 2016 г. он составит 0,8% ВРП, то к 2018 г. увеличится до 1,6%. Тратить резервы регион не хочет – 5 млрд руб., которые там лежат с 2014 г., правительство намерено сохранить до 2018 г.
Внешняя торговля региона с 2014 г. при реализации негативного сценария развития сократится вдвое. Экспорт в прошлом году оценивался в $20,4 млрд к 2018 г. его размеры снизятся до $11,7 млрд или $16 млрд в базовом сценарии. Объемы импорта в прогнозном периоде не изменятся, они будут колебаться в интервале $1-1,2 млрд.
Ханты-Мансийский автономный округ входит в десятку регионов-лидеров по коэффициентам рождаемости и естественного прироста населения, позиции регион планирует сохранить за счет развития здравоохранения, поддержки материнства и детства. К 2018 г. показатель рождаемости в абсолютном выражении достигнет отметки в 29,5 тыс. человек, коэффициент рождаемости составит 17,5 на 1000 населения, против 17,2 на 1000 населения в 2014 г. Одновременно ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Югре увеличится с 72,3 лет в 2014 г. до 75,2 лет к 2018 г.
Стратегия развития была утверждена на заседании правительства ХМАО. Губернатор Наталья Комарова заметила, что прогноз учитывает сохранение воздействия на экономику ряда негативных факторов, действие ограничений на рынках капитала. Все это указывает на то, что бюджет следующего года будет строиться на нестабильных экономических параметрах и должен адаптироваться к новым экономическим условиям. Но при реализации любого сценария развития, социальные обязательства Югра исполнит, сохранив вместе с тем благоприятную деловую среду, заверила губернатор.