В Челябинске обсудили перспективы развития городских агломераций. Южный Урал опережает другие регионы в этом вопросе: уже создан координационный совет Челябинской агломерации, утвержден устав и сформирован высший орган. Кроме того, в городе приступили к разработке Стратегии развития. На прошедшем заседании был представлен проект развития агломерации, передает корреспондент Накануне.RU.
8 октября прошло общее собрание Союза российских городов, в котором приняли участи главы более сорока муниципальных образований РФ. Главная тема заседание – создание и развитие городских агломераций.
Напомним, Министерством регионального развития утвержден перечень пилотных проектов по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций в РФ, в который входят 16 регионов: Алтайский край, Кемеровская область, Красноярский край, Новосибирская область, Краснодарский край, Приморский край, Башкортостан, Дагестан, Самарская область, Свердловская область, Ставропольский край, Тульская область, Ульяновская область, Пермский край, Хакасия и Челябинская область.
В настоящий момент для дальнейшего развития необходимо внести поправки в федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ и разработать Стратегию развития городских агломераций.
Стоит отметить, что в федеральном законе не существует такого понятия, как городская агломерация. На вчерашнем заседании Союза российских городов законопроект о поправках в федеральное законодательство был представлен на обсуждение.
По словам президента Союза российских городов, председателя Челябинской городской думы Станислава Мошарова, законопроект подготовлен Союзом Российских городов и уже передан Минэкономразвитию РФ для его оценки. "Закон о развитии части территорий предполагает совместное развитие территорий, передачу неких функции на межмуниципальный уровень. В нем прописаны все механизмы, которые мы сегодня не можем осуществить для реализации агломерации", - рассказал спикер городского собрания.
По мнению председателя экспертного совета Союза российских городов Андрея Максимова, на сегодняшний день недостаточно только договорных форм сотрудничества, необходимы правовые механизмы для объединения муниципальных усилий. Однако в действующих законах нет таких определений, как межмуниципальная организация и городская агломерация.
"Есть барьеры для развития агломераций в нашем законодательстве: в гражданском, семейном, бюджетном, муниципальном. Мы подготовили проект законодательных изменений, который состоит из двух частей. Программа "минимум" касается только частноправовых механизмов сотрудничества. Конкретно создание обеспечивающего механизма для тех норм, которые в Гражданском кодексе и законе о местном самоуправлении уже существуют и действуют", - рассказал эксперт. По его словам, в первую очередь необходимо внести поправки в закон о приватизации. В частности, предусмотреть особые правила передачи муниципального имущества в межмуниципальные организации. Также необходимо внести изменения в закон о защите конкуренции и предусмотреть особые механизмы в части передачи земельных участков в пользование или владение между муниципальными организациями.
Также в законопроекте предусматривается и понятие "городская агломерация". Это совокупность муниципальных образований, поселений, городских округов, в пределах территории которых компактно расположены населенные пункты в том числе городские, объединенные интенсивными производственными структурами, социальными и экономическими связями. При этом критерии определения территорий городской агломерации устанавливаются Правительством РФ, исходя из численности жителей населенных пунктов, вокруг которых формируется городская агломерация, а также расстояние до этого города от других населенных пунктов и интенсивности ежедневных коммуникаций между населением.
Однако по мнению экспертов, представленный законопроект не может быть принят в таком виде и требует доработки.
Не разработаны и методические рекомендации по созданию стратегий развития городских агломераций. И минэкономразвития РФ предлагает не торопиться с разработкой этих документов.
По словам гендиректора Агентства по социально-экономическому развитию агломераций Юрия Кузнецова, разработка Стратегии городской агломерации не должна ограничиваться только территорией агломерации, она должна учитывать реальное развитие всего административно-территориального пространства региона. Необходимо учитывать разнородность и самобытность муниципальных образований, обеспечение принципа доступности для жителя агломерации общественных и городских пространств, пешеходных, велосипедных, транспортных магистралей, объектов культуры, торговли, государственных услуг и прочего. А то, что может ухудшить доступность благ, из документа должно быть исключено. Также необходимо закладывать в Стратегию обеспечения принципа солидарной и соразмерной ресурсоотвественности за развитие агломерации: распределение обязанностей между муниципальными образованиями должно учитывать их текущие прогнозные возможности и ресурсы.
На сегодняшнем заседании было озвучено, что методические рекомендации будут разрабатываться в рамках написания стратегии развития Челябинской области. Поскольку именно Южный Урал первым приступил к разработке этого документа. Стоит отметить, что Южный Урал опережает другие регионы по реализации проекта городской агломерации.
"На взгляд межведомственной группы, созданной при Минэкономразвитии РФ, Челябинская агломерация идет впереди. Организационно мы уже практически все создали, теперь дело за юридическими шагами. Это написание стратегии и комплексного инвестиционного плана развития этой территории", - подчеркнул Станислав Мошаров.
На сегодняшнем собрании Союза российских городов президент Союза российских городов представил проект Челябинской агломерации.
На Южном Урале идея агломерации обсуждается не один год. В апреле прошлого года семь муниципалитетов Южного Урала подписали Соглашение о создании Челябинской агломерации. Это Челябинск, Копейск, Красноармейский, Сосновский, Еманжелинский, Еткульский и Коркинский районы. Общая численность населения в муниципалитетах составляет 1,566 млн человек.
Челябинская агломерация не подразумевает слияние или поглощение муниципалитетов. Это союз муниципальных образований, который согласовано решает поставленные задачи. В рамках Челябинской агломерации создан высший орган, в который будут входить по представителю от исполнительного и представительного органов местного самоуправления каждого муниципалитета. Такой состав обеспечит взаимодействие между муниципальными образованиями.
По словам Станислава Мошарова, основными целями Челябинской агломерации являются согласованное экономическое и планировочное развитие, единая транспортная, инженерная и социальная инфраструктура, единые продуктовые и технологические цепочки предприятий, минимизация социальной напряженности на рынке труда, сбалансированная социальная политика, направленная на общее повышение качества жизни населения.
В рамках агломерации планируется реализовать ряд важных для региона инвестиционных проектов. Модернизация транспортной системы и создание скоростной линии. Проект предусматривает полную модернизацию трамвайных путей, которые войдут в состав скоростной трамвайной линии, строительство двух новых участков и обособленных остановочных комплексов. Так, планируется построить 28,5 км путей и 13 станций пересадочных узлов.
Второй проект – логистический центр по переработке и хранению сельхозпродукции, где будет происходить хранение, мойка и фасовка овощной продукции с учетом современных технологий. В перспективе рассматривается и первичная переработка овощей в полуфабрикаты. Стоимость проекта 900 млн рублей.
Также планируется построить Цент международного сотрудничества "Атлас", который обеспечит продвижение продукции научного, аграрного и промышленного сектора, экономики Челябинской области и УрФО. Центр свяжет в единую логистическую систему Южноуральский ТЛК, Челябинский аэропорт и грузопассажирские потоки Транссибирской магистрали.
Кроме того, в рамках агломерации будет создан единый полигон переработки и захоронения ТБО.
По мнению Станислава Мошарова, развитию городских агломераций, в частности Челябинской, мешает отсутствие в законодательстве конкретных форм, позволяющих юридически внятно оформить межмуниципальное сотрудничество. Для развития агломерации необходимо создать условия для реализации межмуниципальных проектов и программ за счет их совместного финансирования из нескольких местных, а также регионального и федерального бюджетов. Также нужно законодательно закрепить возможность передачи части полномочий органов МСУ межмуниципальным органам с формированием соответствующих бюджетов.
Мария Подгузова