Новости
Доходы российских регионов в 2015 году не могут догнать инфляцию
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | Северо-Кавказский ФО

Доходы российских регионов не могут догнать инфляцию, а в самых бедных  они и вовсе упали ниже уровня 2014 г. Субъекты пытаются экономить и сокращают расходы, при этом секвестр трансфертов со стороны федерального бюджета на 12% в текущем году может усугубить кризис, передает корреспондент Накануне.RU.

Промежуточные итоги исполнения консолидированных бюджетов РФ за десять месяцев 2015 г. подвели эксперты РАНХиГС при президенте РФ, Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития и ИЭП. Мониторинг экономической ситуации был опубликован сегодня.

По предварительным данным, доходы консолидированных бюджетов выросли на 6,4% к аналогичному периоду прошлого года. Но при этом инфляция за последние 12 месяцев составила 15,6%. Обогнать инфляцию могли лишь доходы десяти субъектов: Липецкой области (рост на 16,8%), Ленинградской области (18,3%), Карачаево-Черкесской Республики (15,9%), Республики Татарстан (16,0%), Ханты-Мансийского автономного округа (22,8%), Сахалинской области (51,2%) и Чукотского автономного округа (36,2%).

Наталья Комарова, губернатор ХМАО, язык жестов, крутая|Фото: http://www.otr-online.ru

В то же время доходы консолидированных бюджетов 26 регионов не дотягивают даже до уровня прошлого года. В целом с июля по октябрь прирост доходов составил символические 0,6%.

Сохранение столь низких темпов роста доходов регионов до конца финансового года может привести к установлению очередного "рекорда" по уровню реального объема доходов, отмечается в докладе. Предыдущий рекорд был установлен в 2014 г. – 12,2% ВВП (при среднем за последние 10 лет 13,8%).

Налог на прибыль за прошедший период увеличился на 11,7% (7,7% без учета Сахалинской области), что выше темпов роста общего объема доходов. Среди иных основных доходных источников в октябре лишь акцизы демонстрировали положительные темпы роста в 14,9%, в то время как налог на имущество организаций (70,8% к уровню прошлого года), неналоговые доходы (99,5%) и безвозмездные поступления от других бюджетов (81,3%) не дотянули до показателей 2014 г.

Антон Силуанов, Алексей Улюкаев|Фото:nnm.me

Экономисты прогнозируют, что региональным бюджетам не окажут поддержки и трансферты из федерального бюджета, общий объем которых по итогам 2015 г. должен сократиться на 12,3%.

Несмотря на необходимость исполнения "майских указов" и высокий уровень инфляции, регионы ужесточают бюджетную политику. Расходы за 10 месяцев выросли только на 2,5%, в сентябре-октябре они уменьшились на 5,2% и 13,6%. Благодаря тому, что доходы сокращаются медленнее расходов, регионы пока не наращивают госдолг, на конец октября он увеличился только на 4%. Однако субъекты обычно прибегают к заимствованиям в последние два месяца года. По-прежнему на первом месте кредиты коммерческие и бюджетные – 36,7 и 37,8% от всего долга. Как замечают эксперты, антикризисные бюджетные кредиты помогли понизить долги коммерческим банкам. Но по итогам года субъекты нарастят их долю: если не будет принято решение о выделении дополнительных трансфертов или бюджетных кредитов регионам, средств не хватит для покрытия декабрьского дефицита. Именно по такому сценарию развивались события в 2014 г., отмечают эксперты.

Российские субъекты по-прежнему продолжают неравномерно развиваться, падение налога на прибыль в большей степени коснулось бедных регионов. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности рассчитываются исходя из налоговой базы, поэтому такие субъекты получили меньшие трансферты.  "Эта особенность методики распределения дотаций, служащая стимулом для экономического развития, в условиях кризиса влечет за собой дополнительное ухудшение ситуации в бедных регионах", - заключают авторы мониторинга.