В понедельник, 14 декабря, в Челябинске пройдут публичные слушания по бюджету города на 2016 год. Основные параметры документа известны, дефицит запланирован на уровне 597 млн. Неясность пока сохраняется с формированием бюджетов семи челябинских районов, которые, согласно проведенной в 2014 году реформе местного самоуправления (МСУ) с переходом на "советскую модель" и "райсоветы", теперь каждый год формируют собственную казну в соответствии с переданными полномочиями. Как это будет происходить и на какую часть городских денег в итоге смогут претендовать районы – читайте в материале Накануне.RU.
После публичных слушаний проект городского бюджета будет вынесен на рассмотрение депутатов городской думы, где и будет утвержден. Споров и разногласий подготовленный документ не вызывает: все понимают, что в сложившейся финансовой ситуации все могло быть гораздо хуже (возможно, и будет).
Что касается непосредственно параметров бюджета, то они таковы. Согласно прогнозам, доходная часть запланирована на уровне 23 млрд 827 млн 150 тыс. руб., при этом большая часть – 14,3 млрд руб. – это межбюджетные трансферты из вышестоящих бюджетов. В то же время дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности городскому округу с внитригородским делением составит сумму всего в 243,5 млн руб., эти-то деньги как раз и планируется, очевидно, передавать в дальнейшем районам на исполнение полномочий.
Расходы городской казны в 2016 году, после всех урезаний и сокращений, планируются на уровне 24 млрд 424 млн 190 тыс. руб., а размер дефицита определяется суммой в 597 млн 39 тыс. руб.
Бюджеты городских районов (Ленинского, Курчатовского, Металлургического, Тракторозаводского, Советского, Калининского и Центрального) Челябинска не могут быть рассмотрены и приняты ранее утверждения общегородского финансового документа. По словам депутатов районных советов, пока в некоторых из районов попросту взяли паузу и принципиально не рассматривают собственный финансовый план до официального утверждения городского бюджета.
"Да, мы рассмотрели в первом чтении собственный документ, но принимать будем, конечно, после того, как станут понятны параметры городского бюджета", - подтверждает депутат Курчатовского районного совета Дмитрий Довбня.
Руководитель профильной комиссии по социальной политике городской думы Челябинска Александр Галкин рассказал, что несмотря на кризис, все социальные обязательства по разделам городского бюджета будут выполнены. При этом основная доля таких расходов по-прежнему сконцентрирована в "главном бюджете" - городском – а районы, по словам Галкина, будут исходить из собственных возможностей.
"Более того, я вам скажу, несмотря на довольно сложную ситуацию в целом с денежными средствами, мы, например, собираемся предложить городским властям открыть дополнительные бюджетные столовые для малообеспеченных. Они нужны самым незащищенным категориям граждан, тем же многодетным мамочкам", - говорит собеседник. По его мнению, если сейчас в Челябинске функционируют две таких столовых на постоянной основе, то в 2016 году необходимо удвоить их количество. Александр Галкин заявил, что будет выносить этот вопрос как поправку в бюджет на будущий год, и средства, не исключено, будут изыскиваться в том числе и в районных бюджетах.
Как удалось выяснить, после предварительного заседания депутатов Курчатовского районного совета, предварительно бюджет района планируется на уровне 54,7 млн руб. Стоит заметить, что Курчатовский район является самым крупным в Челябинске, в нем проживает свыше 300 тыс. человек, и понятно, что размер его бюджета по определению служит неким ориентиром для всех остальных. Впрочем, пока наши источники затруднились ответить, в каком именно размере в итоге будет утвержден документ, слишком много факторов на сегодняшний день неочевидны.
Внутренние бюджеты районов, их доходная часть имеют сейчас три источника формирования. Это, прежде всего, дотации областного и городского бюджетов плюс поступления налога на землю (частично) от предприятий, расположенных в черте района, 10% от поступлений налогов на физических лиц плюс плата за выданные патенты. Деньги не сказать чтобы большие, но все же это собственные источники доходов, которые позволяют формировать доходную часть.
И если с деньгами областной казны, их перечислением в район в срок и вовремя ни у кого сомнений нет, то с поступлениями из городской казны и особенно с перечислением налогов на землепользование – большие вопросы. Это отметили практически все, с кем удалось поговорить.
Так, например, предварительно бюджет Металлургического района города сверстан на уровне 46,9 млн руб. Из них, как пояснил председатель совета депутатов Металлургического района Денис Мацко, 62% средств уйдут целевым назначением на коммуналку, 35% - на систему образования района, приблизительно 3% расходов выделяется по линии социальной политики. Разумеется, все эти деньги, по словам Мацко, еще будут не раз "писаться и переписываться" исходя из реальных потребностей и реальной обстановки.
"В 2015 году районный бюджет, который фактически исполнен, был нами утвержден на уровне 64,5 млн руб., но по факту мы понимаем, что недоберем именно в части поступления земельного налога, к сожалению, многие наши предприятия оказались в сложном экономическом положении, мы это понимаем", - говорит Денис Мацко.
Традиционно, по его словам, бюджету района 7-8 млн "перепадало" от областной казны, в рамках того же благоустройства территорий, до 13 млн руб. выделял город. Как будет на этот раз, сказать сложно, тем не менее Мацко и возглавляемый им совет намерены утвердить районный бюджет не позднее 25 декабря в полном соответствии с действующим законодательством.