Новости
Наша "Олимпиада": почему южноуральские власти намерены заполучить саммит ШОС-2020
Экономика | Челябинская область | Уральский ФО | В России | В бывшем СССР | За рубежом

Заявленное в конце лета губернатором Борисом Дубровским и поддержанное президентом Владимиром Путиным желание южноуральцев получить право на проведение через пять лет в Челябинске саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) получает конкретное наполнение. Однако, как считают наши эксперты, на сегодняшний день вопросов по проведению саммита и целесообразности грандиозных строительных проектов в областном центре все-таки больше, чем ответов. О подводных течениях и камнях этого мегапроекта, о том, как они могут быть учтены, и об опыте "соседей" – читайте в материале Накануне.RU.

Впервые, как известно, предложение Бориса Дубровского о проведении саммита ШОС в Челябинске в 2020 году было озвучено на плановой встрече с Владимиром Путиным в конце августа текущего года. Президент не возражал, но, ввиду очень большой серьезности подобного мероприятия, дал поручение еще раз все посчитать и обдумать. Более конкретно то же самое предложение было озвучено Дубровским уже в Уфе осенью, на саммите ШОС и стран БРИКС, заодно челябинский губернатор получил возможность осмотреть столицу Башкирии, и, видимо, поговорив со своим коллегой, сделал ряд важных заявлений. Наконец, в середине ноября Дубровский и мэр Челябинска Евгений Тефтелев совместно осмотрели ряд будущих строительных площадок, на которых планируется размещение объектов под ШОС, наметили те шаги, которые предстоит сделать в ближайшее время, и выработали план на будущие действия. 

Тефтелев, Дубровский, объекты к ШОС|Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области

Что планируется возвести к 2020 году? Во-первых, огромный конгресс-холл площадью в 2,5 тыс. кв.м, под него выделяется земельный участок на улице Береговой в районе цирка. Место выбрано скорее удачно – это центр города, вблизи уже существующие транспортные развязки и планируется и дальше развивать инфраструктуру данного района. Важный момент – это не чистое поле, поэтому строить здесь гигантское здание конгресс-хола по типу уфимского будет проще. По словам заместителя главы Челябинска по градостроительству Виталия Передерия, одновременно в этом районе планируется укрепление берега реки Миасс, благоустройство набережной и приведение в порядок поймы самой реки, каких точно расходов все это потребует, пока, очевидно, не считал никто.

Второй объект именно под саммит задумано возводить в северо-западном районе Челябинска, который за последнее десятилетие активно застраивался, но как раз здесь-то все не так уж однозначно. Во-первых, о достаточности инфраструктуры говорить не приходится, ее только предстоит создать. Во-вторых, все-таки северо-западный угол Челябинска отдален от центра, что создает дополнительные затруднения, скажем, с оперативной доставкой гостей к месту проведения саммита и, наоборот, к местам расселения. 

объекты к ШОС|Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области

Созданная при губернаторе рабочая группа начала активную работу, один из кураторов проекта – заместитель Дубровского Руслан Гаттаров считает, что "большинство объектов будет построено на частные деньги". А средства регионального бюджета планируется тратить исключительно на развитие дорожной сети, озеленение и благоустройство. Кроме того, Гаттаров заявил о том, что Челябинская область уже включилась в борьбу за федеральные средства, которые предназначено потратить на проведение саммита в России (дело в том, что окончательного решения по месту проведения саммита ШОС нет, Челябинску только предстоит доказать свою способность принять мероприятие такого межгосударственного уровня). О каких именно деньгах идет речь, также непонятно, учитывая дефицитность бюджета (и федерального, и регионального), проблема представляется довольно серьезной.

Не стоит забывать и еще об одном серьезнейшем инфраструктурном объекте, который потребует капитальных вложений и, учитывая сроки, максимального напряжения сил. Это ставший уже притчей во языцах аэропорт "Челябинск", вообще говоря, носящий статус международного, но к таковым по факту не относящийся. На одном из недавних заседаний Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области (СПП) было объявлено о предстоящей реконструкции объекта, включая как наземную инфраструктуру (полосы, стоянки, рулежные дорожки и прочее), так и перестройку здания самого аэровокзала.

аэропорт Челябинск|Фото:gubernator74.ru

На это, по подсчетам промышленников, может потребоваться до 6 млрд руб., профессионалы говорят, что если заниматься заявленным проектом, то начинать надо сегодня. Если не вчера. Между тем все заявленное остается пока декларацией, за последние годы (и даже десятилетия!) не раз звучали громкие заявления различных его собственников о масштабных планах реконструкции, перестройки, но… В прошлом году, например, нынешние собственники из ОАО "Новапорт" вынуждены были отказаться от постройки нового грузового терминала, пообещав реконструировать старый. Больше никаких заявлений на сей счет не прозвучало. Так что в реальности последние масштабные вложения в челябинский аэропорт были сделаны еще в середине 90-х прошлого века при первом южноуральском губернаторе Вадиме Соловьеве, когда удалось на деньги федералов и областного бюджета построить действительно классную взлетно-посадочную полосу, и сейчас позволяющую принимать самолеты практически всех типов.

И нужно помнить, говоря о реконструкции челябинского аэропорта, другую немаловажную вещь: времена, когда разные предприниматели и чиновники с жаром рисовали будущее предприятие как крупный международный хаб регионального значения, остались в прошлом. Даже реконструированный "Челябинск" все равно будет уступать тому же "Кольцово" в силу постоянного поступательного развития последнего, отлаженных годами связей с крупными российскими и международными авиаперевозчиками, а отчасти и в силу более выгодного географического положения. Думается, еще более мощный импульс "Кольцово" получит к проведению мундиаля в 2018 году, что его челябинскому собрату не оставляет никаких шансов. Наверное, учитывая все эти факторы, южноуральские власти в последнее время все большее внимание уделяют проблематике развития высокоскоростных магистралей (ВСМ), что надежно позволит связать Челябинск и Екатеринбург, Челябинск и Курган и получить дополнительный трафик. Вопрос прорабатывается совместно с РЖД, однако, там, насколько известно, пока также далеко не все ясно с экономикой проекта. Есть и откровенные скептики, прямо утверждающие экономическую провальность и несостоятельность подобных идей.

Как замечает политолог Александр Поподпригора, вообще планирование в России чего-либо с горизонтом в пять лет – задача запредельная. Кроме того, он указывает и на печальный опыт других российских регионов, где были проведены большие международные мероприятия.

"Тем, кто сегодня бурно выражает надежды на чудесный расцвет Челябинской области после саммита стран ШОС, который, возможно, пройдет здесь через пять (!) лет, рекомендую ознакомиться с некоторыми итогами саммита АТЭС во Владивостоке, на который возлагали куда больше надежд по части расцвета региона и где потратили на порядки больше денег. Прошло три года и надежды, мягко говоря, не оправдались: люди из Приморья продолжают уезжать, частные инвестиции так и не пошли, в университете на острове Русском нет воды, отели и дороги не достроены, с новых мостов прыгают самоубийцы. Это я не к тому, что саммиты дело нехорошее и готовиться к ним не нужно. Но не следует назойливо водружать эту тему в центр политической и инвестиционной повестки региональной власти и делать на нее главные ставки. Это всего лишь кратковременный визит десятка начальников, которые назавтра забудут про Челябинск, а мы останемся с недостроенными (наверняка!) объектами, пустующими отелями и конгресс-центрами, незагруженными аэропортами, истратив на это все кучу денег", - напоминает политолог.

Действительно, в условиях разворачивающейся новой "холодной" войны между Россией и Западом, в условиях, когда те же партнеры по ШОС, такие, как Китай и Казахстан, активно продвигают собственные экономические интересы в обход нашей страны (заявленный недавно план создания Трансазиатского транспортного коридора в обход России), прогнозировать что-либо на 2020 год становится все труднее.

Политолог Александр Мельников считает, что "безотносительно этого форума многое нужно делать обязательно, поэтому очевидно должен быть и "план Б", на случай если саммит отдадут не Челябинску".

Более оптимистичен взгляд на проведение такого рода саммитов у эксперта и социолога Владимира Чудаева, несколько лет трудившегося в правительстве Свердловской области (а в Екатеринбурге саммит ШОС проходил в 2009 году). "Первое преимущество от проведения крупных международных мероприятий, тем более государственного значения - повышается престиж города в глазах соседей. Кроме того, под такое дело, скажем, Екатеринбург, где саммит стран ШОС проходил шесть лет назад, получил крупные инвестиции, как частные, так и государственные. Результат – общее развитие инфраструктуры. К саммиту построили, но не успели ввести в эксплуатацию первый небоскреб "Высоцкий", была сдана пятизвездная гостиница мирового брэнда, реконструировали аэропорт. Далее, тот же Иннопром стало возможным проводить и повышать его статус только благодаря строительству выставочного центра. Борьба за ЭКСПО-2020 подарила городу обновленную набережную. И следует понимать, что Екатеринбург не проводит мероприятия ради мероприятий, в городе реализуется четкая стратегия развития. В частности, выход на лидирующие позиции в регионе или в стране по тем или иным показателям. Кроме того, такие мероприятия дисциплинируют власти, подстегивают их в части повышения комфорта городской среды, заставляет сверять свою деятельность с лучшими мировыми образцами", - добавляет эксперт.

Отель HYATT Хайятт|Фото:Накануне.RU

"Высоцкий", "человек-паук", восхождение|Фото: Накануне.RU

Один из сотрудников аппарата правительства Челябинской области подтвердил, что работа по подготовке к саммиту ШОС началась и ведется планомерно. И челябинский бизнес замер в ожидании каких-либо преференций для себя в качестве подрядов, чиновники лихорадочно изыскивают средства. Видимо, 2016 год четко покажет, реально ли будет провести саммит стран ШОС – России, Китая, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана – в Челябинске.

В конце концов, не будем забывать, что Челябинская область и Челябинск уже дважды успешно справлялись с проведением подобных мероприятий. В 2007 году на Чебаркульском полигоне были проведены масштабные учения "Мирная миссия", в 2011 году там же в присутствии президента Дмитрия Медведева прошли совместные учения российских и китайских подразделений, что потребовало от южноуральских властей максимальной концентрации и предельного напряжения. Выдержали, все прошло на уровне. 

Денис Лузин