Российские туроператоры полностью прекратили продажу путевок в Турцию и Египет. Об этом накануне сообщила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
В этот же день, 1 декабря, правительство выпустило постановление, запрещающее чартерные авиарейсы в Турцию. В Египет, напомним, полеты отменены совсем. Данный запрет заставил туроператоров пересмотреть структуру предложения. Теперь зимой они будут предлагать туристам поехать в Израиль, Индию и Вьетнам, а летом - в Сочи, Крым, Грецию и Испанию.
Альтернатива найдена, и несомненно, это хорошо, что столь оперативно, учитывая грядущие новогодние праздники. Но вопрос в другом – останется ли отдых для россиян, после закрытия самых популярных недорогих направлений, таким же "бюджетным"? Тут ситуация неоднозначна. Если зарубежные партнеры делают многое для сохранения и приумножения турпотока из России, отечественные предприниматели от туризма ведут себя противоположным образом.
Так, Майя Ломидзе привела в пример страны, где для привлечения российских туристов туроператорам предлагаются значительные скидки на размещение. Ломидзе особо отметила решение Израиля, принятое весьма оперативно и своевременно, о поддержке маркетинговых расходов и о субсидировании рейсов российских туроператоров – за каждого привезенного на курорты Израиля туриста правительство страны будет компенсировать 45 евро. В результате полетные программы на курорты Красного моря в Израиле существенно увеличены.
За изменениями, происходящими на российском рынке, внимательно следят и в Греческой национальной организации туризма (GNTO). Греческий турбизнес из-за сворачивания туристического сотрудничества России с Турцией надеется, что Греции удастся восстановить российский турпоток, сократившийся в последние два года из-за роста курса евро по отношению к рублю.
Как заявил генеральный секретарь GNTO Димитрис Трифонопулос, министерство туризма Греции уже готовит пакеты предложений для повышения привлекательности страны для туристов и вынашивает планы сделать Грецию основным направлением для российских туристов.
"Сейчас Греция где-то на пятой строчке (среди туристических направлений – прим.). После катастрофы самолета над Шарм-эш-Шейхом Греция уже предприняла некоторые шаги и предложила российской стороне туристические пакеты с тем, чтобы россияне могли безопасно провести Рождество и Новый год в Греции", – заявил глава GNTO. Димитрис Трифонопулос отметил, что из-за кризиса в Греции упали цены на туры, так что теперь они стали доступнее для российских туристов.
Неплохой заменой отдыху в Турции и Египте в следующем году может стать Испания. Как сообщили Накануне.RU в экскурсионном бюро "Барселонер", основной плюс Испании перед другими европейскими странами в том, что цены здесь значительно ниже: и на проживание, и на питание, и на экскурсии и развлечения. При этом значительного роста цен на авиабилеты не ожидается. В целом, если задаться целью, в Испании можно отдохнуть лишь за чуть большие деньги, чем в Турции или в Египте.
Скорее всего, Греция и Испания станут топ-направлениями, несмотря на введение биометрических шенгенских виз, соглашается руководитель отдела продаж туров "Туту.ру" Мария Чупина. Кроме того, хорошие шансы у Кипра, если будет пересмотрена ценовая политика. "Сейчас на Кипре есть система "все включено", но она в разы дороже, чем в Греции, Египте и Турции. Страна почти безвизовая (про-виза с легким оформлением), а значит уже интересна нашим туристам", - сообщила она.
Российские предприниматели от туризма не столь щедры и дальновидны, как зарубежные: эксперты рекомендуют быть готовыми к тому, что в 2016 году будут повышены цены на отдых внутри страны.
"По оценке ситуации, представленной на форуме в Сочи, наши отельеры предполагают, что туристам просто будет некуда деваться, и поэтому уже задирают цены. Некоторые отели рассчитывают поднять их до 30%", - сообщила Майя Ломидзе, добавив, что так планируют сделать некоторые отели Крыма, что может крайне негативно сказаться на выборе этого курорта россиянами.
"Однако хотим предупредить, что туристам будет, куда уходить. Переманить туриста на внутренний рынок можно, но для этого необходимо предоставить ему соответствующие условия и цены, а не рассчитывать, что все произойдет само собой", - заверила Ломидзе.
"Отсутствие Турции - недостаточное основание для выбора курортов России. Необходимо приложить определенные усилия и постараться предложить те же условия, к которым привыкли туристы, отдыхавшие в Турции и Египте", - предупредила она.
О грядущем подорожании отдыха в России заявил и глава Ростуризма Олег Сафонов. "Если мгновенно увеличивается спрос, а при этом предложение остается на том же уровне, то, конечно же, к сожалению, цены, возможно, увеличатся. Законы рыночной экономики именно таковы", - сказал он.
Вообще же, по мнению участников рынка, пока сложно делать какие-либо прогнозы, так как цены на лето еще не сформированы у большинства туроператоров.
Как считает представитель челябинской туристической компании "Вита трэвел" Алексей Ципордей, скорее всего, рост цен будет незначительным, так как, несмотря на закрытие Турции и Египта, благосостояние наших граждан в среднем ощутимо упало. "Далеко не факт, что все те, кто поехал бы в Турцию за 60 тыс. руб., поедет за 60-70 тыс. в Крым. Да, у нас Сочи стал более интересным для туристов после Олимпиады, но интересным по цене его никак не назовешь. Если искать варианты, похожие по сервису и количеству включенных услуг на турецкие отели, то ценник может оказаться заоблачным", - сказал он в комментарии Накануне.RU.
Предсказать, какая доля туристов откажется от российских альтернатив из-за отсутствия Турции и Египта, по мнению представителя турфирмы, невозможно. "По моему мнению, это гадание на кофейной гуще. Связано это с тем, что до лета финансовая ситуация в стране может существенно поменяться, может усилиться банковский кризис, о котором говорит глава Сбербанка, может еще сильнее упасть рубль, что приведет к повышению цен на повседневные траты туристов, возможны и другие потрясения в экономике", - пояснил Ципордей.
"Если же предположить ,что общая экономическая обстановка останется на нынешнем уровне, я бы оценил отказ от поездок туристов вообще от летнего отдыха из-за закрытия Турции летом на уровне 15-20% от "постоянных клиентов" Турции", - заключил он.
В 2014 году в Турции, самом популярном направлении российского выездного туризма, отдохнуло 4,5 млн россиян. В этом году турпоток несколько упал – за девять месяцев Турцию посетили 2,78 млн российских туристов. Если учесть еще второе популярное направление российского туризма – Египет – то маловероятно, что все 6 млн поедут в Грецию или на Кипр – ближайшее доступное зарубежье, полагает, в свою очередь, эксперт из АО "2К" Тамара Касьянова. "Высокие по сравнению с Турцией и Египтом цены Евросоюза отпугнут очень многих, как минимум половину, - сказала она Накануне.RU. - Значит, остаются российские аналоги – Кубань и Крым. Для тех, кто привык к жаре в зимнее время года, они мало подходят. Соответственно, станет меньше отдыхающих зимой. Конечно, остаются любители "Красной поляны", но горнолыжный отдых вряд ли станет в России массовым".
По ее мнению, резкая нагрузка на российские курорты будет означать одно – цены подрастут и могут оказаться близки к "турецким" и "египетским". "Туристическая логистика была четко отлажена в Турции, и туроператорам удавалось предлагать очень привлекательные цены за качественный сервис. Крым и Сочи этим похвастаться не могут. Традиционная российская неорганизованность и малоэффективность, которая не особенно заметна лишь в сфере люкса, могут легко привести к тому, что комфорт 4-х звездочных отелей и Средиземное море окажется равнозначен в денежном эквиваленте 3-х звездочным пансионатам, Черному морю и далеко небезупречному сервису. Таким образом, вопрос не в том, поднимется ли ценник на "бюджетный" отпуск в следующем сезоне, а в том, какое качество россияне получат за те же деньги", - резюмировала эксперт.
И напоследок: один из крупнейших российских операторов - "Натали Турс" - уже заподозрил конкурентов, лишенных массовых направлений, в демпинге. Некоторые крупные туроператоры, ориентированные на продажу путевок в Турцию, начали предлагать туры по другим направлениям по ценам ниже рыночных, говорится в письме "Натали Турс" исполнительному директору и членам президиума АТОР. "Ситуация на рынке туристических услуг и так непростая, а если туротрасль еще и погрязнет в демпинговых войнах, то она может просто не выдержать", - считает президент "Натали Турс" Владимир Воробьев. Что ж, видимо, война за туристов только начинается.