Проект "Кортеж" по разработке машин российского производства для первых лиц страны может возрасти в цене. Президентскую машину разрабатывают уже три года: проект запустили в 2012 г., выделив на создание новых автомобилей для первых лиц 12 млрд руб. Из-за ситуации с курсом рубля и торможения авторынка, разработчикам необходимо вносить технические изменения в проект либо увеличивать его стоимость, рассказал Накануне.RU кандидат экономических наук, первый вице-президент общероссийской общественной организации "Российский союз инженеров" Иван Андриевский.
За рубежом первые лица государств ездят на транспортных средствах своих национальных производителей. В России президент перемещается на автомобилях немецкого автоконцерна, но в новых санкционных условиях первые лица страны должны пересесть на автомобили местного производства на единой модульной платформе, считает он.
"Очевидно, что российские инженеры не будут изобретать заново велосипед: основные узлы транспортных средств — трансмиссию, тормозные системы, электронные блоки управления. Но и типовые изделия вряд ли будут использоваться в президентском лимузине, ведь речь идет об автомобилях представительского класса с высочайшим уровнем защиты. Автоконцерны традиционно внедряют в свои топовые автомобили различные технические новшества, высокая цена транспортного средства и обеспеченные покупатели фактически позволяют обкатать любую технологию. Позднее ее можно запустить в массы, как уже это было с ремнями и подушками безопасности, радарами, парковочными камерами. Но если мы говорим о транспортном средстве на службе первых лиц государства, то дело не ограничится радиоэлектронными новинками. Например, бронированный лимузин ЗИЛ-4105, кроме достаточно толстых стекол, толщина которых превышала 40 мм, обладал самозатягивающимися топливными баками", - рассказывает Андриевский, и добавляет, что автомобиль, снаряженный броней, может весить больше 6 тонн, а это накладывает определенные ограничения на тип двигателя, подвески, тормозной системы и прочих узлов.
В условиях санкций, массовый российский рынок автомобилей де-факто обвалился, этому способствовал и отток капитала, и падение спроса. К концу прошлого года автопроизводителям пришлось задуматься, как вести деятельность при новых объемах производства и максимально снизить зависимость от потрясений на рынке. Пока западные санкции не лишили Россию возможности закупать автомобили или производить их на совместных предприятиях, но рост евро и доллара по отношению к рублю резко увеличил закупочную стоимость экспортных поставок комплектующих из-за рубежа, в которых нуждаются как совместные, так и отечественные автоконцерны.
"В таких условиях президентский кортеж либо резко удорожает по стоимости, либо потребует изменений в проекте, чтобы не зависеть от иностранных технологий и комплектной базы. На сегодняшний день на 2015-2016 г. запланировано финансирование в объеме 8 млрд руб. Однако сейчас проводится государственная политика импортозамещения, которая может накладывать определенные ограничения производителей на выбор поставщиков и готовых продуктов иностранного промышленного комплекса. Что, в конечном итоге, может увеличить стоимость проекта", - сказал Андриевский.
Напомним, что проект разрабатывает Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) совместно с компанией Marussia. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщал, что главной производственной площадкой для выпуска авто станет завод УАЗ.
"Что касается самого производства, то все оно будет сконцентрировано на Ульяновском автомобильном заводе - все три модификации", - сказал министр.