Минфин раскрыл детали российских ходатайств в Окружной суд Гааги об отмене решений третейского суда Гааги, взыскавшего в июле 2014 г. свыше $50 млрд в пользу бывших акционеров ЮКОСа. В эту сумму арбитраж оценил нарушение РФ Энергетической хартии (международный документ, принятый в 1991 г.; договор в его составе определяет правовые нормы инвестиций в ТЭК), признав действия государства по отношению к бывшим владельцам ЮКОСа экспроприацией.
Один из основных аргументов РФ состоит в том, что она не ратифицировала договор к Энергохартии — он применяется, только когда не противоречит национальному законодательству, а оно не допускает передачу в арбитраж споров по налогам и экспроприации собственности. К тому же договор не допускает рассмотрения в третейском суде исков, связанных с "налоговыми мерами", а экс-владельцы ЮКОСа ссылались на неправомерность доначисления и взыскания с компании налогов.
Также РФ ссылается на то, что договор защищает только иностранные инвестиции в ТЭК, а спор инициирован гражданами РФ, "контролирующими три офшорные "компании-пустышки"" с Кипра и острова Мэн, которые владели акциями нефтекомпании, но не осуществляли иностранных инвестиций в ЮКОС.
Критикует Россия и методику расчета убытков, указывая, что она разработана арбитрами по собственной инициативе и с ошибками. Так, из-за неучета выплаченных дивидендов убытки истцов подсчитаны дважды, что увеличило их более чем на $20 млрд. В ходатайствах РФ также говорится, что третейский суд неправомерно делегировал помощнику арбитров ряд личных обязанностей судей.
Россия также обращает внимание на то, что позиция арбитража противоречит решению ЕСПЧ, который в сентябре 2011 г. не нашел ни политической мотивации, ни нарушений в налоговых претензиях к ЮКОСу, признав факт уклонения от уплаты налогов. ЕСПЧ счел незаконным лишь удвоение штрафов и нашел, что взысканный с компании приставами исполнительский сбор в 7% чрезмерно высок, пишет "Коммерсант".