Новости
ОНФ пожаловался в прокуратуру на пиар-закупки Басаргина через "неизвестных операторов"
Политика | Приволжский ФО

"Договоры на информационное взаимодействие" с администрацией губернатора Пермского края Виктора Басаргина стали поводом для обращения в прокуратуру регионального отделения Общероссийского народного фронта. Если обычно фронтовиков интересуют завышенные суммы контрактов, то в этот раз причиной для разбирательства стала схема выделения денег – контракты администрация Басаргина заключила не с газетами, а неизвестными "операторами", подконтрольными руководителю медиаблока губернатора, передает корреспондент Накануне.RU.

Член союза журналистов Пермского края Юрий Токранов обратился к "фронтовикам" с жалобой на действия аппарата губернатора в части заключения информационных контрактов с местными и краевыми СМИ. В этом году администрация губернатора изменила условия торгов. Со СМИ она работает не напрямую, а через операторов – компании, созданные специально для участия в информационных закупках. Тендер на заключение договоров, общей стоимостью порядка 180 млн руб., был объявлен на сайте госзакупок, однако, благодаря тому, что администрация сформировала "пакетные" предложения - информирование о деятельности губернатора, заксобрания и администрации Перми, а в требованиях указала наличие контрактов с местными газетами и телекомпаниями, самостоятельно СМИ участвовать в нем не могли.

В прошлом году на должность заместителя главы администрации губернатора Пермского края был назначен владелец медиахолдинга "Урал-ИнформТВ", бывший пресс-секретарь администрации Перми Кирилл Маркевич. Чиновник стал ответственным за взаимодействие со СМИ и связи с общественностью. Практически сразу после назначения Маркевич начал менять правила игры, новый формат госзакупок - тоже его идея, считают журналисты. Что примечательно: из шести лотов тендера четыре достались компаниям, напрямую или косвенно аффилированным с чиновником.

"В конце прошлого года были зарегистрированы четыре организации, аффилированные с одним известным чиновником. Организации раньше подобной деятельностью не занимались, в работе медийного рынка никак не участвовали. Они объединили разные уровни бюджетов – городская и краевая власть, получилось несколько лотов. Если раньше районные газеты финансировались напрямую, с ними подписывали договоры, то теперь появились некоторые операторы", - рассказали Накануне.RU в региональном отделении ОНФ.

Токранов уже жаловался на действия администрации губернатора, и описывал структуру собственников победителей конкурсов. Так, госзаказы получили "Коммерсант" в Перми (19,1 млн руб.) , которым до перехода на госслужбу владел Маркевич, ООО "Медиа Менеджмент" (28,8 млн руб.), которым руководит Валентина Горшкова, возглавляющая пермский "Коммерсант". Другому активу Маркевича – телекомпании "УралИнформТВ" досталось 16,5 млн руб., она же в качестве оператора получила 24 млн руб., еще более 10 млн руб. досталось созданной в 2014 г. компании "Экспресс медиа", которой руководит Людмила Согомонова, совладелица группы компаний "Урал-Информ". Бюджетные деньги доверили еще одному новичку, "родившемуся" в декабре 2014 г. – ООО "Диапазон 59": 5,1 млн руб. досталось компании, которой владеет кандидат в молодежный резерв края Альмир Зартинов.

Токранов подавал жалобу в ФАС, но оснований для ее удовлетворения антимонопольщики не нашли, признав конкурсы законными.
Региональное отделение ОНФ тоже рассматривает возможность обратиться в УФАС, но, по их мнению, в действиях пиар-команды Басаргина есть материалы, которые могут заинтересовать прокуратуру. Так, краевые власти хотят подписать с местными СМИ контракты на "кабальных" условиях.

"Мы получили договоры, которые предлагалось подписать "районкам" через этих операторов. Там есть несколько любопытных моментов. В договорах не прописаны требования: строчные интервалы, размеры заголовков, шрифты. В старых договорах было все это, городские власти понимали, какое количество знаков они могут разместить на полосе. Ранее очень четко прописывались форматы актов сдачи-приемки выполненных работ, сейчас их тоже нет. В новом договоре сказано, что правила приемки устанавливаются по дополнительному согласованию. Мы понимаем, что это возможность дополнительно придраться к чему угодно: от размера шрифта до места размещения на полосе", - рассказывают в ОНФ.

Финансовая сторона тоже смутила газетчиков. Если раньше деньги поступали не позднее, чем через 10 дней после выхода материала, то в новых контрактах срок увеличился в девять раз. При этом, общая сумма на закупку выросла, но вместе с тем в два раза уменьшилась стоимость одного квадратного сантиметра.

"Например, для "Кунгурской искры" в прошлом году сумма была 26,70 руб., в этом - 13,50 руб. Визуально газеты стали получать больше, но из-за уменьшения стоимости квадратного сантиметра, объем размещаемой информации стал в два раза больше. Газеты сталкиваются с проблемой соблюдения закона: либо они выходят за пределы разрешенного 40% лимита для размещения рекламы, либо отказывают другим рекламодателям из-за заказа властей", - говорят в ОНФ.

Заявление направлено в прокуратуру Пермского края.  

Алёна Ласкутова