Новости
Болгария и Азербайджан хотят построить конкурента "Турецкому потоку", но пока не нашли для него газ
Экономика | Ямало-Ненецкий АО | Уральский ФО | В России | За рубежом

Болгария предлагает ЕС вернуться к проекту газопровода Nabucco, заявил премьер-министр страны Бойко Борисов после встречи в Софии с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым (его слова передает Reuters). Алиев идею поддержал: "Мы считаем, что можно объединить [газопроводы] TAP и Nabucco".

Импорт газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз – главный приоритет ЕС для создания альтернативы российскому сырью. Планируется, что газ месторождения с 2020 г. пойдет в Европу в объеме до 10 млрд куб. м в год через Турцию по газопроводу TANAP и далее по трубе TAP через Грецию на юг Италии (Южный газовый коридор). Консорциум по разработке Шах-Дениза во главе с BP до середины 2013 г. выбирал между TAP и Nabucco в качестве дальнейшего маршрута поставок газа в Европу от западной границы Турции, в итоге отдав предпочтение первому варианту.

Nabucco должен был пройти через Болгарию, Румынию, Венгрию до Австрии. Он фактически дублировал путь "Южного потока", в маршруте которого вместо Румынии была Сербия. Оба проекта считались главными конкурентами в регионе.

Продлевать TANAP за счет TAP и Nabucco одновременно только на основании ресурсной базы Шах-Дениза нельзя, газа для этого там недостаточно, говорит замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач. А у "Газпрома" с ресурсами для "Южного потока» проблем не было. После закрытия проекта помимо Азербайджана Европа хочет получать газ из Туркмении и даже из Ирана. Обе страны и ранее рассматривались как источники сырья для Южного газового коридора. Но Иран оказался под санкциями. А для подачи туркменского газа в TANAP через Азербайджан необходимо построить транскаспийский газопровод через Каспийское море. Но статус Каспия до сих пор не определен, что мешает строительству.

Возврат к Nabucco лишь политическая декларация, газа для него нет, уверен человек, близкий к "Газпрому". По данным BP, запасы газа в Азербайджане – всего 900 млрд куб. м, но в Иране они такие же, как в России, – более 30 трлн куб. м, а в Туркмении – 17,5 трлн куб. м. "Только никто не знает, кто и когда их газ добудет и в трубу поставит", – приводят слова человека, близкого к "Газпрому", "Ведомости".