По итогам 2014 г. РЖД получила 44 млрд руб. убытка по РСБУ (в 2013 г. была прибыль 740 млн руб.). Это первый убыток монополии с 2008 г. (более ранние финансовые показатели монополия не раскрывает). Выручка РЖД выросла на 1,8% до 1,4 трлн руб., а себестоимость продаж – на 2% до 1,34 трлн руб.
Убыток монополия объяснила курсовыми разницами: курс доллара к концу 2014 г. вырос на 71% до 56,2 руб., евро – на 52% до 68,3 руб., указывает в пояснительной записке к своей отчетности монополия. А часть долга компании в валюте (доллары, евро, швейцарские франки и фунты стерлингов). Краткосрочный долг монополии на конец 2014 г. был 140,5 млрд руб., долгосрочный – 715,7 млрд руб. Общий долг вырос на 39% до 856,2 млрд руб. Какая часть кредитов и займов номинирована в валюте – РЖД не раскрывает. Потери от колебаний курса рубля составили 162,7 млрд руб., отмечает РЖД.
Негативное влияние на финансовые результаты компании оказало снижение темпов экономического роста в стране (это привело к уменьшению перевозок в сравнении с 2013 г. на 0,8% до 1,22 млрд т) и решение правительства заморозить тарифы монополий (недополученные доходы составили 67 млрд руб.), пишут "Ведомости".
Сейчас единственный инструмент, чтобы покрыть убыток, – субсидии от государства, отмечает источник, близкий к монополии. Если ранее РЖД могла покрывать недостающие доходы за счет продажи "дочек", то сейчас таких возможностей нет, отмечает источник, близкий к монополии.
В прошлом году РЖД получила 26 млрд руб. дополнительных субсидий, в этом – еще 30 млрд руб. До 2020 г. РЖД нужно 460 млрд руб. в виде субсидий, иначе монополия будет получать убытки ежегодно начиная с 2016 г.