Эмоциональный вопрос екатеринбургского журналиста "Крик ТВ" Максима Румянцева президенту страны Владимиру Путину на медиафоруме ОНФ дал широкую почву для размышлений. Что это было? С одной стороны, вполне возможно, что у журналиста из столицы Урала просто "наболело" и таким своеобразным образом он решил "пожаловаться" главе государства, если бы не одно "но" - переход на конкретные персоналии в среде силовиков. В этом случае все выглядит так, как будто ОНФ стал публичной площадкой в борьбе различных силовых группировок. После того, как представитель журналистского сообщества на всю страну поделил уральских генералов на "хороших" и "плохих", ситуация может иметь тяжелые и крайне масштабные последствия для больших погонов и высших чинов, передает корреспондент Накануне.RU.
Максим Румянцев на медиафоруме ОНФ, проходившем с 25 по 28 апреля, пожаловался президенту России на руководство силовых ведомств, заявив, что в федеральных ведомствах не отвечают на его запросы, и указав на коррумпированность структур.
"Я очень долго ждал встречи с вами. Очень многие из нас находятся в "информационном ополчении", работая на местах. Органы государственной федеральной власти нам не помогают. Мы хотим вместе с генеральной прокуратурой работать над выявлением нарушений закона, но она очень часто вообще не отвечает на запрос — редакционный, официальный, - эмоционально заявил журналист малоизвестного не то что на Урале, но и на федеральном уровне СМИ, продолжив: На съемках встречаем Чайку, говорим: "Юрий Яковлевич, вы нарушаете закон о СМИ, подписанный президентом“. Он убегает. У меня все это отснято. Я за каждое слово дам ответ и перед Богом, и перед обществом".
"Есть Ассоциация юристов России — там конкретно внутренняя коррупция. Люди, которые не имеют действительного юридического образования. Нет диссертации ни в одном архиве, а человек является кандидатом юридических наук. Он возглавляет челябинскую юридическую ассоциацию, экс-депутат Государственной думы — Дмитрий Еремин. Я ему говорю: "У вас много юристов, подайте на меня в суд за клевету“. Он поворачивается и уходит. Весь высший эшелон юридической власти — Крашенинников, Чайка, Степашин, Зорькин — это свет российской юриспруденции. Вообще никак не реагируют! У меня очень много случаев, когда следователи убегают, у меня судья сбежала с приговора. Это все отснято на видео! Полицейский в здании суда при мне предлагал деньги заявителю, чтобы тот отказался от своих намерений. Я ему открыто говорю: "Мой президент вчера по телевизору сказал вот так! А какому президенту вы здесь служите?“ Очень важно, что все они сидят под знаком Российской Федерации, за который проливали кровь наши отцы и деды. Ни Охлопков, наш областной прокурор, ни Бородин, начальник областной полиции, не ездят к народу. Более того, они вообще не хотят общаться с людьми. Пожалуйста, помогите нам! Вы — гарант прав Конституции, вы — мой личный президент", - заявил журналист.
Эмоциональное выступление Румянцева Владимира Путина не особенно тронуло. "Я не собираюсь никого прикрывать и говорить, что они не могут ответить на каждый ваш запрос, что коллеги наши из прокуратуры, правоохранительных, следственных органов очень заняты и есть определенный порядок, а вы по этому порядку идите и до них добирайтесь, потому что они и так загружены. Я так говорить не буду, потому что в соответствии с законом они должны реагировать", — ответил глава государства.
Заявление Румянцева не прошло незамеченным для уральских силовиков, правда не для всех. В пресс-службе прокуратуры Свердловской области Накануне.RU сообщили, что судить о работе с представителями СМИ следует самим журналистам, однако жалоб или обращений от журналистов в надзорное ведомство уже давно не поступало.
"У нас со многими федеральными и региональными СМИ налажено должное взаимодействие. Каких-либо жалоб, обращений о том, что это не так, за последние несколько лет ко мне не поступало. Я подняла специально все обращения Максима Румянцева. Фактов ненаправления в его адрес ответов у нас нет. Ответы давались как аппаратом прокуратуры области, так и нижестоящими прокурорами", - прокомментировала ситуацию корреспонденту Накануне.RU старший помощник прокурора области по связям со средствами массовой информации и общественностью Лидия Смирнова.
Что касается личного приема главного прокурора области Сергея Охлопкова, то, по словам представителя прокуратуры, у надзорного ведомства установлен порядок личного приема, который размещен на официальном сайте ведомства в разделе "Работа с обращениями".
"Там указано, в каких случаях обращение подается, в каких случаях прием осуществляет лично прокурор области, в каких случаях заместители прокурора и т.д. Эти моменты у нас обозначены и в инструкции по работе с обращениями граждан", - пояснила Смирнова.
Стоит отметить, что, согласно этой информации, прокурор Свердловской области Сергей Охлопков ведет личный прием каждый понедельник.
Официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ в УрФО Дмитрий Серебренников оказался в "законном отпуске", при этом в полном доступе для СМИ - его телефон был включен и звонок был принят. Он переадресовал звонок корреспондента Накануне.RU на другого сотрудника, на данный момент отвечающего за общение с прессой, однако к моменту публикации получить его комментарий не удалось.
При этом, отметим также, что согласно информации на официальном сайте генпрокуратуры РФ в УрФО, замгенпрокурора Юрий Пономарев совсем недавно провел личный прием граждан - 22 апреля.
Ведет личный прием граждан и глава свердловской полиции Михаил Бородин, на которого "пожаловался" Румянцев. Так, по информации официального сайта полицейского главка, последний такой прием состоялся 23 апреля.
Таким образом, мягко говоря, информация, озвученная журналистом "Крик ТВ", далека от правды. Более того, в этом выступлении отразилось давнее, периодически дающее о себе знать, противостояние СК и прокуратуры. Как-то нарочито Румянцев дал понять, что к руководителю СУ СКР по Свердловской области Валерию Задорину никаких претензий у него нет, и тот справляется со своими обязанностями.
Сопредседатель челябинского отделения ОНФ, член экспертного совета фонда ОНФ "Правда и справедливость" Валерий Шагиев прокомментировал "выпад" в адрес Ассоциации юристов: "С точки зрения того, насколько действенна и открыта ассоциация юристов, я могу сказать, что единственное [их] мероприятие, которое лично мне запомнилось – это был какой-то юбилей, и запомнилось мне оно именно потому, что Максим Румянцев неожиданно появился и произвел там небольшое смятение. По большому счету, я не знаю, чем эта организация занимается, и насколько активно ведет свою работу. В информационном поле ее не видно".
Присутствовавший на медиафоруме главный редактор "Федерал Пресс", член экспертного совета фонда ОНФ "Правда и справедливость" Иван Еремин в беседе с корреспондентом Накануне.RU отметил, что он "не совсем согласен, что была необходимость озвучивать такое большое количество конкретных фамилий без приложения конкретных фактов нарушений".
"У меня подтверждающих фактов по тем случаям, которые были названы, нет, поэтому мне довольно сложно судить о том, насколько правомерны те заявления. С другой стороны, так как ОНФ – открытая для высказываний журналистов площадка, такая позиция имеет право на существование. А насколько она соответствует реальности, не мне судить", - подчеркнул Еремин.
По мнению экспертов, выступление Румянцева было стихийным, случайным и в общем-то ни к чему не привязанным. Искать здесь скрытые смыслы или обобщать не стоит. Но руководитель Уральского отделения Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), политолог Анатолий Гагарин считает, что Румянцев в своем "несколько эмоциональном выступлении" действительно попытался представить свои личные интересы - представителя СМИ, как тотальные интересы.
"Понятно, что представители любой структуры, при всем желании на все вопросы ответить не могут, - на это ему и было обращено внимание. К этому надо относиться, как к конкретным сигналам, которые надо расследовать, не делая тотальных обобщений. Конкретная ситуация, конкретный вопрос - на него должен быть ответ. Все обобщения - это уход в сферу популизма или демагогии. Надо удержаться от подозрительности и конспирологичности, которая здесь неуместна", - считает Гагарин.
Впрочем, "то, что он [журналист] имеет такую возможность высказываться, говорит о степени демократичности общества. Для этого ОНФ и был придуман - как площадка для обмена мнениями: каждый может высказать свое мнение", - добавил Гагарин.