Сокращение расходов на оборону, госбезопасность и господдержку экономики делает неизбежными нематериальные компенсации пострадавшим сторонам. Объявленная вчера ликвидация Минкрыма явно усилит на полуострове позиции военных, а укрупнение ФАС за счет ФСТ создаст новые инструменты для давления на госкомпании. Оба решения – не в пользу планировавшихся в правительстве структурных и институциональных реформ в этих сферах.
Перед совещанием президента Владимира Путина с членами правительства, глава государства встретился с премьером Дмитрием Медведевым. По итогам встречи, главных распорядителей бюджетных средств стало на два меньше, а два крупных аппаратных конфликта последних месяцев были завершены. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) во главе с Игорем Артемьевым поглощает Федеральную службу по тарифам (ФСТ). Министерство по делам Крыма ликвидируется.
Идею ликвидации Минкрыма премьер-министр обосновал тем, что ведомство "свою задачу исполнило": из его слов следовало, что непосредственной и конечной задачей ведомства была "гармонизация законодательства Крыма и Севастополя, ранее основывавшихся на нормах права Украины, с российской правовой системой". Соответствующий указ президента уже подписан и вступил в силу. Функции Минкрыма и его обязательства переходят к Минэкономики. Кроме того, упраздняется госкомиссия по вопросам социально-экономического развития Крыма и Севастополя, возглавляемая вице-премьером Дмитрием Козаком,– вместо нее будет создана правительственная комиссия.
С ликвидацией Минкрыма и власти региона, и Минобороны будут чувствовать себя в Крыму существенно свободнее – либеральные начинания Олега Савельева, осторожно поддерживавшиеся Минэкономики и экономическим блоком правительства, ни там, ни там восторгов не вызывали. При этом предметом аппаратного конфликта вокруг Минкрыма было именно крымское министерство, а не вызывавшая в 2012-2015 годах критику отраслевых ведомств идея "территориальных министерств" как таковая. Минвостокразвития и Минкавказа ликвидировать не предполагается, отметил Медведев.
Поглощение ФСТ ведомством Игоря Артемьева, в свою очередь, также имеет смысл рассматривать как тактическое поражение финансово-экономического блока Белого дома. ФАС никогда не скрывала корпоративной приверженности идее силового регулирования работы госмонополий, тогда как Минэкономики еще весной 2015 года предлагало внешне схожую, но основывающуюся на других принципах идею – единого правительственного регулятора госмонополий с сохранением ФАС и ФСТ своих непосредственных функций и плановой координации работы этой структуры ведомством Алексея Улюкаева. Конфликт двух подходов в Белом доме продолжался уже несколько лет, в последнее время подходы ФАС разделял помощник президента Андрей Белоусов. ФСТ под руководством Сергея Новикова за 11 лет существования всегда была демонстративно далека от карательной логики работы с монополиями даже в конфликтах с региональными энергомонополистами.
Оба административных конфликта, завершенных вчера Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным, объяснялись, в том числе, необходимостью бюджетной экономии. Закрытие Минкрыма со 150 действующими сотрудниками (предел штата — 240 человек) и ФСТ со 500 специалистами вряд ли позволит Белому дому говорить о существенной экономии. Но причиной сокращений госаппарата могут рассматриваться именно бюджетные проблемы, пишет "Коммерсант".