Правительственные инициативы по ограничению личных подсобных хозяйств (ЛПХ) всколыхнули российскую общественность: высказываются опасения по поводу продовольственной безопасности и недоумение, как эти меры связаны с заявлениями о поддержке импортозамещения. Регионы также возмутились предложению Медведева, напомнив, что Россия – страна импортирующая.
Началось все с совещания 3 августа, по итогам которого премьер Дмитрий Медведев поручил министерствам сельского хозяйства, экономического развития и финансов до 23 сентября рассмотреть возможность введения ограничения на численность поголовья скота и птицы в личных подсобных хозяйствах.
Первым на совещании об этом заговорил губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, заявивший, что в регионе и в целом в России личные подсобные хозяйства не обладают четкими критериями. "Есть люди, которые якобы держат личное подсобное хозяйство, у которых отара – 14 тысяч овец, у которых бычков под 1,5 тысячи, и они тоже являются участниками личного подсобного хозяйства", – сказал он и предложил установить лимит. Для Ставрополья, по его мнению, нормой было бы пять голов крупного рогатого скота и 20 овец.
Заместитель председателя комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Тюменской областной думы Владимир Ковин считает, что эта тема требует более глубокого изучения. В частности, на сегодняшний день в Тюменской области порядка 160 тысяч ЛПХ, из них более половины – товарные.
"За прошлый год более 1 млрд руб. наши селяне заработали от реализации излишек сельхозпродукции. А давайте представим, что этот миллиард уйдет из семейной кассы наших фермеров. Что будет? Чем будут заниматься люди в деревне? Сегодня они живут тем, что производят в личных подсобных хозяйствах. Мое мнение основывается на жизненном опыте, на знании ситуации в деревне. Необходимо увеличивать поголовье скота: там, где одна корова – должно быть две, там, где две – три. Именно так мы сможем решить проблемы. Главная задача властей - не навредить там, где есть большие плюсы", - подчеркнул Владимир Ковин.
На фоне поднявшегося шума пресс-служба Минсельхоза во вторник прокомментировала инициативу. Ведомство объясняет ограничение численности животных санитарной необходимостью. "Как пояснил Александр Ткачев, в рамках исполнения поручения будут разработаны ветеринарные правила содержания сельхозживотных в личных подсобных хозяйствах для соблюдения санитарных норм, обеспечения благополучной эпизоотической и экологической обстановки", – сообщили в Минсельхозе.
Это далеко не так, уверен Ковин. "Концентрация сельхозживотных в нашей стране кратно ниже, чем в других странах, - пояснил он. – Для примера – Дания, население около 5 млн человек, свинопоголовье – 20 млн. Концентрация животных в маленькой Дании – она не в пользу нас". Мы замахнулись на доктрину продовольственной безопасности, которую долго обсуждали, считает Ковин.
Его мнение не одиноко. Депутат Курганской областной думы Василий Кислицын в комментарии Накануне.RU высказался категорически против инициативы правительства. "У нас, например, в Курганской области было в советское время 1 млн 200 тыс. голов крупного рогатого скота. За годы перестройки, вот этих реформ диких в 90-е-2000-е годы вырезали миллион голов. Если еще сокращать, это что будет? Мы оставим людей без возможности питаться нормально", - возмутился депутат.
Похожая ситуация в Краснодарском крае, одном из самых благодатных в стране. Официально на территории Краснодарского края поголовье крупного рогатого скота по сравнению с советским периодом сокращено на две третьих, сообщил Накануне.RU второй секретарь краснодарского краевого отделения КПРФ Евгений Рощипкин. И оно продолжает сокращаться.
По его мнению, "ноги" у новой инициативы Медведева "растут" от интересов крупных владельцев аграрных предприятий, которым не нужны конкуренты.
"Вопрос стоит не об обеспечении продовольствием населения всей страны, а вопрос стоит об экономических интересах определенных лиц и кланов", - высказал он свое мнение в комментарии Накануне.RU.
Если рассматривать предложение правительства в свете импортозамещения, оно выглядит еще более странно, считает Василий Кислицын. "Мы откажемся от западноевропейского некачественного мяса, но точно такое же некачественное мясо получим из тех стран, которые не участвуют в блокаде России. Мы можем сами все производить", - заявил Кислицын, добавив, что животноводство – это отрасль, которая развивается очень медленно. "Крупный рогатый скот десятилетиями восстанавливать надо", - подчеркнул он.
О том, что животноводство – отрасль трудоемкая, говорят и в компартии Краснодарского края. "Оно требует постоянного внимания, создания кормовой базы. Может быть, рентабельность у нее не столь высокая, - поясняет Евгений Рощипкин. – Зерно выгодно, оно на экспорт идет, а мясо на экспорт не отдашь. Выгода – прежде всего, причем в ущерб интересам населения, и по большому счету, в ущерб интересам всего государства".
По словам Рощипкина, частный интерес – вот подоплека свежепридуманной Медведевым инициативы.
Президент ассоциаций "Росагромаш" и "Новое содружество" Константин Бабкин отмечает: "Это сознательная политика, которая официально декларируется: государство и Минсельхоз в первую очередь поддерживают крупные агрохолдинги, гигантские хозяйства, объемы угодий которых составляют сотни тысяч гектар. Думаю, что это ошибочная политика, которая не способствует жизни на селе, и ее надо менять. Государственная форма поддержки, субсидированные или просто дешевые кредиты должны доставаться всем хозяйствам независимо от их размера".
Отметим, другие эксперты высказываются еще более жестко, хоть и метафорично.
Как бы ограничить поголовье крупного рогатого скота на руководящих должностях?
— Константин Семин (@KSyomin) 11 августа 2015
Напомним, в Госдуме предложение правительства Медведева снизить поголовье скота и птицы в ЛПХ назвали абсурдом.