Проект по созданию трансграничной агломерации Кургана и казахстанского Петропавловска может стать одним из ключевых для развития региональной экономики, а также одним из первых практических механизмов построения Евразийского Союза, передает корреспондент Накануне.RU.
Проект создания агломерации между административными центрами Курганской области (Курган) и Северо-Казахстанской области (Петропавловск) может стать одним из наиболее перспективных интеграционных и инвестиционных проектов в России, считают эксперты.
Обсуждение кургано-петропавловской агломерации началось еще год назад. В конце августа 2014 в Кургане состоялся большой "круглый стол", на котором рассматривался вопрос приграничного сотрудничества между Курганской областью и Казахстаном. Тогда участники мероприятия говорили о том, что, во многом, проблема взаимодействия состоит в том, что так и не был принят федеральный закон "Об основах приграничного сотрудничества в РФ". В первом чтении он был принят еще в 2010 году, а второго чтения не состоялось. В этом созыве Госдумы вопрос не рассматривался, однако на сайте парламента указано, что он включен в повестку на декабрь 2015 года. В документе прописываются возможности по заключению договоров о приграничном сотрудничестве для субъектов и отдельных муниципалитетов, и направления, по которым такое сотрудничество может развиваться – это и кооперационные связи в промышленности, экономика, предотвращение чрезвычайных ситуаций, наука и технологии, культура и искусство и ряд других областей.
Недавно на совещании с участием губернатора Курганской области Алексеем Кокориным этот вопрос вновь обсуждался, и форма трансграничного сотрудничества приобрела форму агломерации.
"На самом деле, плюсов от такого объединения очень много. На мой взгляд, это позволило бы ускорить социально-экономическое развитие двух регионов, повысить оперативность решения крупных структурных, инвестиционных проектов, создать дополнительные рабочие места, а также сократить миграционный отток. Конечно, задач очень много. Нужно проанализировать ситуацию, посчитать экономический, структурный, социальный эффект от объединения, определить значимые проекты при реализации данной агломерации", – заявил тогда Кокорин.
Впрочем, организационная форма агломерации, ее контуры пока не вполне понятны. В первую очередь, не совсем ясно, что понимать под этим термином. Агломерация, как правило, подразумевает некое объединение близлежащих населенных пунктов, но между Курганом и Петропавловском более 200 км. Другой вопрос - как будут в этом процессе участвовать сами регионы – затронет ли процесс их, и в случае, если они также "втягиваются" в объединение, почему это агломерация, а не более традиционный "еврорегион"?
"Этот проект важен в плане привлечения инвестиционных денег, в плане развития экономики региона. И самое главное, это проект нашего губернатора, возрождение Шелкового пути через Курган в том числе, то есть создание такого транспортного коридора из Европы в Азию и наоборот. Мы получаем сейчас для аэропорта в Кургане статус международного, еще получаем ряд позиций федерального плана, для того, чтобы Курган реально мог стать центром перемещения межэкономических связей", – рассказал Накануне.RU сенатор от Курганской области Сергей Лисовский.
В СМИ еще летом прошлого года появлялась информация о том, что Кокорин намерен добиться для аэропорта статуса международного. Тогда отмечалось, что инвестиции в него составляют около 100 млн руб. для того, чтобы довести аэропорт до нужного уровня и оборудовать там международный терминал с таможенным пунктом. В 2014 году назывались сроки от полутора до двух лет, чтобы реализовать инициативу.
"Мы уже провели успешные переговоры, Таможенная служба нас поддержала, Минэкономразвития и Минтранс нас поддержали. Это было непросто, в этих министерствах мы сначала получили отказы, но потом удалось переубедить их, чтобы они поддержали нашу идею", – добавил Лисовский.
По словам сенатора, уже есть определенные проекты по созданию логистической инфраструктуры, созданию "сухого порта", которые позволят обеспечить возможности переноса транспортной магистрали в Курган.
Нужно сказать, что определенную конкуренцию этим планам может создать соседняя Челябинская область, где строительство огромного логистического центра началось в 2013 году, а в мае 2015 года ТЛК "Южноуральский" уже был пущен в эксплуатацию. Впрочем, Кокорин не раз уверял, что курганский логистический центр также будет востребован, а потенциальные застройщики даже ездили в Южноуральск, чтобы ознакомиться с челябинским опытом.
В то же время, удачная реализация агломерационного проекта может и должна стать федеральным приоритетом, поскольку это реальный практический механизм запуска Евразийского Союза (коих пока немного, если говорить именно о приграничных совместных проектах).
"Если сделать по уму, это не просто перспективная и важная вещь, это вообще один из двух-трех необходимых плацдармов для построения Евразийского союза. Это приоритетное дело для всей страны. К сожалению, судя по всему, это рассматривается как некая региональная инициатива, которую мы, вроде бы, в целом поддерживаем, но это должно стать приоритетом для всей страны, потому что это и есть на практике строительство Евразийского Союза. Тут потребуются не только согласование и координация правовых форматов двух государств независимых. По сути, нужно выстраивание кооперации, не только торговой, но и промышленной, и инфраструктурной", – отметил в беседе с Накануне.RU лидер Движения развития Юрий Крупнов.
По его мнению, для полноценного выстраивания ЕАЭС должно быть несколько подобных площадок – помимо Курганской области в, по сути, центральной части России, нужна подобная площадка на Дальнем Востоке, а на западе ей мог бы стать Большой Донбасс.
"Таких модельных плацдармов должно быть два-три. Одним из таких плацдармов, как это ни фантастически звучит для кого-то – это Большой Донбасс, включая Ростовскую область, частично Белгородскую, Юго-Восток Украины. Мне кажется, это интереснейший международный, транснациональный эксперимент. В числе приоритетных он должен быть поставлен для правительства России", – считает эксперт.