В парке Блюхера все еще дежурят местные жители. Хотя техника уже уехала, а лютеранская община пока отказалась от активных действий, но люди все еще не покидают своих палаток.
Они не боятся, что строители приедут ночью и начнут копать, они ждут, что вопрос решится мирным путем. А именно – последует официальное заявление властей, что в парке не будут стоить, передает корреспондент Накануне.RU.
Баррикаду видно издалека и не потому, что рядом дежурит полиция. На территории растянуты плакаты, горит костер и дежурят люди. К появлению журналистов они относятся недоверчиво.
"Дело в том, что сейчас многие СМИ настроены против нас", - поясняет одна из протестующих. "Например, было написано, что это мы сами установили эти плиты. Подсунули их строителям. Ну, это же просто ужас!".
В парке мирно прогуливаются мамы с колясками и играют дети, однако ясно, что это бывшее кладбище. Вокруг из земли торчат каменные плиты. Где-то видно старые ограды и основания склепов. Активисты показывают раскопанную рабочими плиту.
"Это самая первая. Все пишут, что захоронение 1889 или 1883, на самом деле оно 1882 года. Это могила трехмесячной немецкой девочки. На ней скол, это когда начали бурить, то испортили камень", - поясняет один из активистов.
"Посмотрите, тут у них застрял грузовик. Одно колесо провалилось в старый склеп. Там очень глубоко, часть земли обвалилась, мы даже не видели дна. Склепов тут было очень много. Этот просто оказался на поверхности", - рассказывает депутат Евгений Боровик, с самого начала участвующий в противостоянии на стороне местных жителей.
"Дорога" в склеп
Он указывает на место, где стоял тот самый биотуалет строительной бригады.
"Вход в парк – это не начало кладбища, как думают многие. Вот тут они начали бурить и сразу уперлись в камень. Видимо решили не акцентировать внимание, и поставили туалет. Пока неизвестно, это могила, часть ограждения или что-то другое. Мы же не можем раскапывать и смотреть. Но везде, где они начинали бурить, наталкивались или на пустоты или на камни. Пока неизвестно, сколько всего было захоронено тут, но кладбище было очень большое. Тут похороненные не только лютеране, но и евреи и православные".
Именно тут стоял биотуалет строителей
На территории парка находится могила Данилы Зверева, который стал прототипом Данилы Мастера – героя сказов Павла Бажова. Похоронен он был в 1938 году, в дальнем углу. Сейчас недалеко от могилы находятся жилые дома и теннисный корт.
Одна из местных жительниц рассказывает легенду, что на территории, которая расположена ближе к дороге, хоронили тифозных больных. К сожалению, никаких документов, подтверждающих это, нет, так что это просто легенда. А их за это время появилось не мало.
В парке развешаны листовки. Часть из них предупреждает, что рассыпана собачья отрава.
"Это чистой воды провокация. Но про отраву для собак – это правда. Много собак уже отравились. Неизвестно точно, кто это делает, но мы не исключаем, что это специально сделали наши противники", - отмечает местная жительница.
Некоторые листовки - тоже провокация: в парке появились листовки, изображающие печи концлагеря с надписью "Гитлер тоже был лютеранином". По некоторым данным, точно такие же появились в том офисе, где располагается лютеранская община.
"У них там везде стоят камеры. Если бы их офис кто-то обклеил, то они бы уже давно написали заявление в полицию и вычислили злоумышленников", - говорит Боровик.
После этого председатель общины Евгений Штриккер сообщил, что подал заявление в прокуратуру по поводу разжигания межнациональной вражды.
Кстати, та община, что хочет строить кирху в парке, не единственная в городе. Всего их три.
"С нами связался представитель другой общины, захотел пообщаться. Он тоже не понимает, как можно строить на костях. Для любой религии главное это мир, а вы посмотрите, как они настроены. Разрушают кладбище, угрожают людям, тут миром и не пахнет", - подытожил депутат.
Стоит отметить, что это уже не первая попытка строительства на территории парка. Так в 2006-2007 годах на этой земле хотели возвести торгово-развлекательный центр. По некоторым данным, тогда это даже разрешил Аркадий Чернецкий, но строительство не началось. Вопрос и тогда встал о захоронениях.
Тогда было вырублено множество деревьев. После малочисленного пикета и вмешательства вышестоящих органов строительство остановили, а деревья посадили. Теперь они едва ли выше трех метров и теряются среди вековых сосен.
"Община сказала, что они пересадят деревья. Ну, или не будут вырубать. Это просто смешно, как можно строить там, где на отведенной территории растут многометровые, старые сосны".
Сегодня для общения с протестующими в парк приезжала прокурор города Екатеринбурга Светлана Кузнецова. Выводы делать рано, но такая быстрая реакция прокурора обнадежила активистов - прокурор провела с ними два часа.
Местные жители хотели пообщаться с прокурором без "свидетелей".
Прокурор говорила мало, в основном слушала. После прогулки по парку Светлана Кузнецова отметила, что мирный митинг уже превращается в нечто большое.
"Мы можем наблюдать, что ваше противостояние переросло в сопротивление, а не просто в мирную прогулку с транспарантами, так быть не должно", - заявила она.
Стоить отметить, что власть пока не очень активно вмешивается в ситуацию. Так в выходные парк посетил мэр города Евгений Ройзман, но, по заявлению местных жителей, "он сказал, что приехал не для митинга, а просто оценить ситуацию", так что пока заявлений от него не поступало. Появление Ройзмана было оценено неоднозначно - ведь он сам проголосовал за то, чтобы отдать парк под строительство кирхи. Видимо, заскучавший градоначальник начал готовиться к пиар-кампании перед выборами в Госдуму.
Добавим также, что сегодня в парке побывал и представитель РПЦ отец Николай, который приехал поддержать жителей, обороняющих парк.
Местные жители не планируют отступать, и настроены весьма серьезно. "Сколько надо – столько и будем тут сидеть. Это будущее наших детей. Если мы позволим вырубить еще один парк, то проиграем окончательно. Если нас не хотят слушать, то мы сами заявим о себе. Знаете, тут к нам приходит участковый этого района и говорит – скажите честно, кто вас нанял, и сколько вам заплатили? Я чуть не заплакала. Никто! Мы сами пришли и по своей воле тут сидим, заявляем еще раз", - говорит одна из активисток.
В своих палатках люди провели уже шесть ночей.
Петр Кабанов