Строительство Северного широтного хода стало основной темой совещания транспортной рабочей группы Государственной комиссии по развитию Арктики, передает корреспондент Накануне.RU. В Салехарде глава Минтранса Максим Соколов с одной стороны заявил, что все, даже самые недисциплинированные участники проекта, готовы вложиться ресурсами и финансами в его реализацию; с другой, он вместе с представителями Ямала попросил президента и правительство мотивировать стороны к исполнению своих обязательств через поручения и указы.
Владимир Путин говорил о стратегическом характере широтного хода, однако как в случае с Сабеттой, следом за этим заявлением указа об ускорении, или хотя бы начале реализации проекта не было. В результате пока только Ямал инвестирует в арктическую стройку, а поиски "Корпорацией развития" сторонних инвесторов спотыкаются об отсутствие определенности в планах собственников других участков широтного хода – "Газпрома" и РЖД.
По словам министра транспорта Максима Соколова, разногласий между участниками строительства СШХ (это, напомним, "Корпорация развития", Ямал, РЖД, "Газпром", Ямальская жедезная дорога") нет. Соколов обмолвился, что "позиция "Газпрома" исправилась", а РЖД со своей стороны продвигает эту тему в Правительстве: проекту было посвящено не одно совещание в кабмине и Администрации президента. Однако, из слов министра можно сделать вывод, что решительного согласия на увеличение бюджетного финансирования экономический блок пока не дал. "Дорогу осилит идущий. Вне зависимости от сегодняшней ситуации, мы все равно будем двигаться вперед в этом проекте", - подбадривал Соколов.
Вопрос о господдержке ребром поставил врио губернатора ЯНАО Дмитрий Кобылкин, который сегодня принимал членов рабочей группы по транспортному развитию Арктики. Вместе с Соколовым на Ямал прилетел первый вице-президент РЖД Александр Мишарин. Глава Ямала отметил, что хоть широтный ход и не был вычеркнут из транспортной стратегии России до 2030 г., финансирование моста через Обь в рамках программы было сокращено до 1 млрд руб. Между тем, необходимое бюджетное финансирование оценивается в 60 млрд руб., при таких объемах возможно привлечь еще до 300 млрд руб. частных инвестиций.
"Сформирована грузовая база, финансирование сочетает элементы ГЧК, фонд Price Water House подтвердил заинтересованность в финансирование проекта при условии предоставления необходимых документов и гарантий со стороны государства. Но в настоящее время тема моста через реку Обь остается под вопросом. Необходимое финансирование было предусмотрено в ФЦП, но запланированный объем значительно сокращен. На 2017 г. планируется выделение 1 млрд руб. При этом все поминают, что из-за строительства этого "узкого места" - моста через Обь, практически останавливается реализация всего проекта, так как отсутствие государственного финансирования напрямую связано с готовностью частных инвесторов вкладывать в этот проект", - сказал глава Ямала.
СШХ, если он будет введен в эксплуатацию до 2020 г., как и предполагалось в последнем варианте проекта, недостатка в грузах испытывать не будет. Компании ТЭКа готовы отправлять по дороге до 23,9 млн т грузов ежегодно. Однако, промедления в строительстве новых объектов дороги уже вызывают вопросы.
"Есть серьезные опасения, что дальнейшее притормаживание проекта может негативно сказаться именно на грузовой базе проекта. Потенциальные грузоотправители в ближайшее время будут вынуждены переориентировать свои грузовые потоки. Мы обращались в адрес Минтранса с предложением о сохранении объемов федерального финансирования и издании указа президента РФ о мерах по организации строительства железнодорожного СШХ. И на сегодняшний день проблема остается нерешенной. Указ президента послужил бы началом строительства. Порт Сабетта никогда бы не был такими темпами построен без указа президента", - сказал Дмитрий Кобылкин, добавив, что с указом как-то "спокойнее и надежнее".
Широтный ход для Ямала – один из трех основных инфраструктурных проектов. Сейчас в регионе параллельно строится автомобильная дорога Надым – Салехард и порт Сабетта, куда делегация из Минтранса слетала накануне. Правительство планирует связать железную дорогу со строящимся портом, для этого уже проектируется железнодорожная ветка от Коротчаево – конечной точки СШХ, до Сабетты – это еще 186 км путей в добавок к 707 км арктической дороги. А, поскольку, ямальский порт решено развивать, как мультифункциональный и не "завязывать" только на сырье "Ямала СПГ", грузы в порт будут приходить по железной дороге. Порт открывает прямой маршрут в страны АТР, а также на рынки Европы и Северной Америки. У государства есть прямая заинтересованность в строительстве широтного хода, ведь согласно транспортной стратегии к 2030г. по Севморпути должно проходить 30 млн т грузов в год.
Александр Мишарин рассказал еще об одном маршруте, который, по мнению РЖД, может появиться с помощью широтного хода.
"При условии строительства новой железнодорожной линии, обеспечивающей сообщение с портом Сабетта, на базе СШХ возможно в дальнейшем создание транспортного коридора, который будет рассмотрен как альтернатива южным маршрутам, предусмотренным в мегапроекте Китая Великий шелковый путь, и создание альтернативного северного коридора. Ничего нет нереального, надо начинать", - сказал Мишарин. Напомним, в рамках шелкового пути РЖД презентовали проекты развития ВСМ на Урале: сначала в рамках ИННОПРОМа, потом во время визита президента РЖД Владимира Якунина в Челябинск.
Мишарин отметил, что за последнее время РЖД совместно с Минтрансом, региональным правительством, "Корпорацией развития", "Газпромом" и Ямальской железной дорогой была проведена большая работа по подготовке к реализации проекта. Собраны все необходимые документы, подана заявка в ФСТ на формирование тарифов, РЖД разработала планы единого технологического функционирования СШХ в сети дорог монополии.
"Главным в этом проекте является подтверждение в ФЦП финансирования моста через Обь. Неважно, эти цифры будут "забиты" постановлением правительства или указом президента. Это даст возможность начать стройку уже в этом году", - сказал первый вице-президент РЖД, отметив, что все остальные вопросы решатся после того, как будут гарантии финансирования со стороны федерального центра.
Соколов инициативу поддержал, заметив, что без господдержки СШХ не сможет быть сдан в эксплуатацию к намеченному сроку. Общаясь после заседания с журналистами, Соколов сказал, что сегодняшнее заседание госкомиссии можно считать окончанием подготовительного этапа:
"Теперь доложим в Правительство о готовности проекта. Мы утвердили его финансово-экономическую модель, все участники подтвердили его реализуемость, каждый готов отвечать по своим обязательствам, в том числе, по финансовым. Теперь слово за Правительством РФ, чтобы эти решения нашли свое отражение не только в госпрограмме развития транспортной системы России, но и в бюджете РФ на ближайшую перспективу. Только в этом случае проект может быть реализован и при положительном ответе Правительства он может быть реализован в районе 2020 года", - сказал глава Минтранса.