Правительство и Центробанк расскажут депутатам Госдумы, каких успехов удалось в 2015 г. достичь в борьбе кризисом. По предварительным данным, отчет должен состояться 25 сентября. "План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности" был сформулирован в январе 2015 г. Но для некоторых "антикризисных мер" финансирование застолбили еще в 2014 г. (тогда, напомним, Минфин принял решение докапитализировать российские банки на 1 трлн руб. через увеличение уставного капитала Агентства по страхованию вкладов). Обеспечение роста и макроэкономической стабильности, стабилизация на рынке труда, снижение инфляции – такие цели преследовали "антикризисные меры". Отдельным участникам миллиарды, выделенные из бюджета, помогли не только пережить, но и заработать на кризисе, эффект для экономики в целом от них весьма сомнительный.
"Антикризисные меры" начались с банковской системы, в которую было закачано больше всего денег. "Важно сохранить условия для развития экономики и макроэкономическую стабильность, о которой мы все время говорим, обеспечить стабильную работу финансовой системы, поддержать и банковский сектор, и добросовестных заемщиков, которые занимаются проектами в реальном секторе экономики", - говорил премьер Дмитрий Медведев на совещании, посвященном антикризисной программе.
Финансовой системе, по прикидкам Правительства, не хватало 1 трлн руб., которые им предоставили через облигации федерального займа. Еще порядка 250 млрд руб. финансовый сектор получил из ФНБ. Это те деньги, которые напрямую выделялись банкам, но они же в конечном итоге получили 70% финансирования всей антикризисной программы, так как большая часть ее пунктов связана с субсидированием процентных ставок по кредитам.
"Чтобы понять, кому и как помогли такие "антикризисные меры", можно посмотреть на котировки акций компаний по отраслям. О росте дивидендов, капитализации бизнеса, прибылей и выручки отчитываются исключительно компании топливно-энергетического комплекса, металлурги, производители драгметаллов и финансовый сектор. У нас по-прежнему примитивная низкопеределаьная экономика, где самое рентабельное – это продажа народных недр с получением нефтедолларов и перераспределение этих нефтедолларов через финансовую систему внутри экономики страны, на чем зарабатываются сотни процентов годовых в результате игры на валютных рынках. Кому Правительство хотело помочь, тому и помогло: бенефициарам всей экономической политики, проводимой на протяжении четверти века – сырьевому олигархическому капиталу, финансовым спекулянтам, приближенным к государству, и госкорпорациям", - рассказал Накануне.RU аналитик Владислав Жуковский.
В августе в очередь на докапитализацию встали еще 10 региональных банков, которым АСВ выдаст 8,47 млрд руб.
Медведев обещал, что благодаря субсидированию процентных ставок эффективная ставка для аграриев в посевную кампанию будет на уровне 5-10%. На деле средняя ставка составляла 25% на фоне того, что потребность в заемных средствах у аграриев выросла вдвое. Антикризисным планом предусматривалось дополнительное выделение сектору сельского хозяйства 50 млрд руб., в эту сумму входят субсидии банкам под кредиты для отрасли и прямые трансферты в регионы. Доля последних минимальна: транши на строительство и реконструкцию объектов скотоводства были увеличены всего лишь на 500 млн руб., на растениеводство – на 2,5 млрд руб. (при этом 2,1 млрд руб. отдали банкам на возмещение процентных ставок по инвесткредитам на развитие растениеводства), аграрии Крыма получили 150 млн руб.
Пункты программы, не связанные с перекачкой средств в банки, и вовсе были провалены. На 2 млрд руб. Правительство увеличило уставный капитал "Росагролизинга" "для реализации программы льготного лизинга современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники российского производства". В августе акционерное общество проверила Счетная палата РФ, выяснилось, что программа даже не была разработана. Компания получила деньги, положила их на свой счет и не изменила условия аренды сельхозтехники.
"Отсутствие программы льготного лизинга современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники российского производства и поддержки экспорта, неустойчивое финансовое состояние ОАО "Росагролизинг", практика размещения средств на депозитных счетах создают риски недостижения ожидаемых результатов Плана 98-р, направленных на стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и снижение нагрузки на российских сельхозтоваропроизводителей", - говорится в заключении СП, направленном вице-премьеру Аркадию Дворковичу.
Меры, направленные на прямую поддержку сектора, дали свой эффект, говорят эксперты. Летом с 15% до 25% от цены техники выросла субсидия производителям сельхозтехники в рамках постановления Правительства №1432. При продаже аграриям из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов или Крыма государство компенсирует сразу 30% стоимости. Банки не включены в эту схему и программа работает.
"Сельхозмашиностроители не почувствовали эффекта от тех денег, которые ушли в банки. Мы видим дорогие кредиты и ужесточение условий их предоставления, поэтому поддержка банков не обернулась поддержкой сельского хозяйства. Но мы счастливы, что работает программа №1432, сельхозмашиностроение – единственная отрасль машиностроения, которая по итогам года продемонстрирует рост. Эта мера сыграла важную роль, но сейчас непонятно, будет ли поддержка в следующем году, если деньги на программу выделены не будут, то в отрасли наступит сильный спад. Необходимо, чтобы антикризисные меры носили не временный характер, а превратились в долгосрочную стратегию по развитию сельского хозяйства и других несырьевых отраслей. Радует, что риторика Правительства поменялась, но стратегического разворота не произошло", - сообщил Накануне.RU президент ассоциации "Росагромаш" Константин Бабкин.
Минэкономразвития, Минсельхоз, Минфин, Минпромторг совместно с другими заинтересованными ведомствами должны подготовить отраслевые программы импортозамещения, говорится в плане Правительства. Для ускорения работы бюрократической машины даже создали комиссию по экономическому развитию и интеграции, во главе которой встал вице-премьер Игорь Шувалов, был повышен статус Национального совета по обеспечению финансовой стабильности под его же руководством. "Антикризисный" вице-премьер не смог расшевелить чиновников. В наш обиход понятие "импортозамещение" вошло еще в 2014 г., а четких программ не появилось до сих пор. На это пеняла Счетная палата, проверившая расходование 222,9 млрд руб. из антикризисного фонда, предполагалось, что программы начнут исполняться 1 июля, но к этому моменту федеральные органы продолжали их разработку, говорится в отчете СП. Минпромторг отчитался о формировании программ уже в апреле , но на днях Денис Мантуров подтвердил, что финансирование ни один проект в сфере ТЭКа, например, так и не получил.
Зато без задержки были выделены 20 млрд руб. для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам промышленников, которые они взяли в ВЭБе и иностранных финансовых организациях. Конечные адресаты этих денег ясны.
В рамках антикризисных мер до 15 дней сократили сроки предоставления госгарантий. В федеральном бюджете на 2015 г. предусмотрели на эти цели 97,5 млрд руб. и $400 млн. Наверное, авиакомпании "ЮТэйр" и "Уралвагонзаводу" не повезло: вместо июня УВЗ получил госгарантии меньше месяца назад, а "ЮТэйр" до сих пор дожидается решения правкомиссии. На конец первого полугодия госгарантии получили 23 компании на сумму 36,4 млрд руб., а общая сумма кредитов, которые взяли предприятия под госгарантии - порядка 150 млрд руб.
По последним данным Росстата за январь-август российские заводы выпустили на 53,2% меньше вагонов – это самое серьезное падение объемов производства в секторе транспортного машиностроения. В марте Дмитрий Медведев провел совещание на "Тихвинском вагоностроительном заводе", по итогам которого было дано поручение проработать меры стимулирования экспорта вагонов, оплаченного спроса со стороны РЖД в 2015-2018 г., и разобраться с процедурой продления срока службы старых составов. Все это предполагает создание целостной программы развития, однако исполнители ограничились небольшими субсидиями на покупку вагонов, но не грузовых, а трамвайных.
Похвастаться Игорю Шувалову, который, предположительно, станет докладчиком со стороны Правительства, и представителям Центробанка нечем. Это понимают и депутаты Госдумы, которые уже подготовили "ответную речь". Заместитель председателя комитета ГД по промышленности, депутат от Свердловской области Павел Дорохин в разговоре с корреспондентом Накануне.RU отметил, что антикризисные действия Правительства слабы, депутат намерен поставить вопрос о смене персонального состава финансово-экономического блока. Правда, на поддержку думского большинства в этом вопросе рассчитывать не приходится.
"Экономический блок, который сформирован Центробанком - Набиуллиной, Минфином - Силуановым и Минэкономразвития - Улюкаевым, не справляется со своей работой, - заявляет Дорохин. - Необходима если не смена всего правительства, то смена финансово-экономического блока. Они затягивают страну в такую пучину, из которой мы можем не выбраться. Советник президента Сергей Глазьев недавно говорил, что у нас все перевернуто с ног на голову, и если посмотреть инструкцию МВФ, которая была сделана для России полгода назад, то мы увидим, что Правительство исполняет ее шаг в шаг, не афишируя этого. Если бы правительство Примакова во время дефолта выполняло такие инструкции, мы бы не приросли на 23%. Главное, что нужно сделать - воссоздать систему стратегического планирования, которой сейчас нет. Для этого нужно переформатировать экономическую систему, ввести Госплан в виде госкомитета по стратегическому планированию при Правительстве РФ, нужен руководитель не ниже уровня первого вице-премьера и система контроля экономики через ежеквартальные межотраслевые и межрегиональные балансы. Сейчас Минфин не может учесть всё, целевые программы министерств и ведомств противоречат друг другу и экономика крайне разбалансирована".