Инициатива российских страховщиков, озвученная во время "прямой линии" с президентом Владимиром Путиным, может обернуться настоящим скандалом и даже акциями протеста. По мнению экспертов, идея отказа от страховых выплат и безальтернативное направление водителей на ремонт авто в сервис - направлена исключительно на обогащение страховщиков. Обычным россиянам она лишь усложнит жизнь, передает корреспондент Накануне.RU.
Напомним, идею в рамках "прямой линии" с президентом озвучил президент Ассоциации по защите прав страхователей Максим Ханжин. Он предложил Центробанку проработать вариант перехода исключительно на натуральную форму возмещения убытков по ОСАГО, а в регионах создать сеть автосервисов, которые будут работать по ремонту за счет ОСАГО.
После "прямой линии" глава государства дал распоряжение ЦБ и правительству до 1 октября разработать меры, которые простимулируют автовладельцев выбирать ремонт транспортного средства, а не денежную компенсацию.
В ЦБ подтвердили, что уже начали заниматься данным вопросом. "Эти меры, которые будут касаться стимулирования к ремонту машины, будем принимать, если только будем уверены, что права граждан, автолюбителей, будут должным образом защищены", - заявила в эфире телеканала "Россия24" Эльвира Набиуллина.
Сами водители и автоэксперты новую идею восприняли "в штыки".
"Все движения страховщиков за последние годы направлены на усложнение жизни автовладельцев. Первое - покупка самого полиса ОСАГО, - они делают все, чтобы создать человеку как можно больше препятствий для покупки, навязывая дополнительные услуги, заявляя о дефиците бланков и прочее. Второе - они пролонгировали досудебный порядок в 2014 году, что необходимо написать претензию. В итоге, количество исков в суд только увеличилось: если в 2014 их было не более 10%, то сейчас их уже 14%, - это те люди, которые идут в суд, чтобы получить страховку. Сейчас опять создают дополнительное препятствие для автовладельцев, чтобы они не смогли получить деньги, т.е. вот это безальтернативное урегулирование путем направления в сервис", - прокомментировал ситуацию Накануне.RU президент свердловского отделения Федерации автовладельцев России Кирилл Форманчук.
Навскидку негативных моментов для автовладельцев оказалось слишком много. Так, например, среди них и качество ремонта в сервисе, и взыскание "недоремонта" через суд, и возможные очереди на ремонт.
"Во-первых, страховые компании жадные и сервисам они будут платить мало. Глупо думать, что сервисам будут платить много. Следовательно, сервис будет делать так, как ему платят, потому что сервис сам еще хочет заработать. Качество ремонта - оно сейчас отвратное и оно будет отвратным. Так как это будет безальтернативная ситуация, люди будут ехать в эти сервисы, где будут плохо делать, а потом опять будут судиться и взыскивать деньги за плохой ремонт. Во-вторых, выплаты происходят с учетом износа, потому что детали стареют. Износ достигает 50%. Кто их будет оплачивать, если у человека денег нет? Вот он попал в ДТП, у него нет денег. Он мог получить выплату, пойти на разборки и купить запчасти, поставить их, а на новые у него нет денег доплачивать, - кто ему даст денег? В-третьих, если у автовладельца ущерб больше, чем 400 тыс. руб. и он не хочет чинить машину, хочет продать разбитой. Что ему делать? В-четвертых, ремонт может быть признан нецелесообразным, так называемая, конструктивная гибель. Машина стоит 100 тыс. руб., а чтобы ее починить надо 200 тыс. руб. Что делать этому человеку? Ему деньги дадут все-таки или нет?" - сомневается Кирилл Форманчук.
"Это все направлено исключительно на обогащение страховщиков. У нас сборы по рынку ОСАГО за 2015 год составили более 220 млрд руб. За эти деньги можно было десять раз всю Госдуму скупить и принять какие угодно законы. Отправить на "прямую линию" к Путину какого-то непонятного человека, который задал бы этот вопрос, я не знаю сколько ему заплатили, но это показывает, что они не прощупывают ситуацию, а начинают планомерно работать в этом направлении. Я не исключаю, что такое будет в ближайшее время", - подчеркнул Форманчук.