Новости
Уставный суд подтвердил законность передачи градостроительных полномочий от Екатеринбурга на уровень региона: "Обжалованию не подлежит!"
Общество | Свердловская область | Уральский ФО

Уставный суд Свердловской области подтвердил законность перераспределения градостроительных полномочий между Екатеринбургом и областью. Соответствующее обращение депутата Екатеринбургской городской думы Анатолия Шарапова было рассмотрено 25 апреля, вердикт был вынесен сегодня.

Как сообщили Накануне.RU в Уставном суде Свердловской области, по результатам рассмотрения дела суд признал, что принятый 12 октября прошлого года областной закон о передаче отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами МСУ Екатеринбурга и органами госвласти региона соответствует Уставу области и не нарушает действующее законодательство.

Отметим, что на само рассмотрение дела в суде,  истец не явился, прислав вместо себя адвоката Ивана Башмакова. В качестве ответчиков выступили представители губернатора, Законодательного собрания, областного правительства, а также министерства строительства и развития инфраструктуры, которое в соответствии с принятым региональным законом с 1 января этого года уполномочено курировать градостроительную сферу Екатеринбурга.

Если кратко изложить суть многостраничного заявления Анатолия Шарапова, то, по мнению заявителя, нормы принятого областного закона нарушают права депутата лично, а также других жителей города на осуществление землепользования и строительство, участие в вопросах местного значения, поскольку перераспределение полномочий существенно "сузило круг вопросов, которые самостоятельно решаются населением города через органы местного самоуправления и через исторические и местные традиции". Впрочем, что это за традиции, пояснить суду сторона заявителя и представители администрации города так и не смогли.

Кроме того, истец полагал, что принятые решения произошли без учета мнения населения и с нарушением норм федерального законодательства, а сами формулировки закона не соответствуют существующим формулировкам Градостроительного Кодекса.

Любопытно, что представители гордумы своего коллегу не поддержали. Так, по словам начальника судебно-правового отдела управления по юридической работе думы Виктора Александрова, нарушения прав Анатолия Шарапова, как и других жителей Екатеринбурга, отсутствуют: "речь идет о нарушениях прав органов местного самоуправления, а не граждан, и оснований для обращения в суд у Шарапова не имеется".

Как пояснила консультант государственно-правового управления заксобрания Екатерина Кадочникова, шесть из девяти полномочий города в градостроительной сфере переданы области. Речь идет об утверждении и внесении изменений в генплан, выдаче разрешений на строительство и ввод домов в эксплуатацию, развитии застроенных территорий и ряде других, которые, тем не менее, не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления. При этом все принципы легитимности передачи полномочий соблюдены в полном объеме: полномочия переданы не бессрочно, а на шесть лет, закон вступил в силу с начала финансового года. Кроме того, чтобы не вмешиваться в компетенцию местного самоуправления и не вносить изменения в нормативно-правовые акты МСУ, предполагается, что при осуществлении своих полномочий правительство будет принимать собственные НПА.

В областном минстрое заверили, что, взяв бразды правления в свои руки, область, в отличие от города, сумеет решить актуальные проблемы самого крупного муниципалитета Среднего Урала. Это позволит не только избежать бездумной "точечной застройки" территорий, но и ликвидировать волокиту в получении разрешительных документов. Не секрет, что по иным объектам Екатеринбурга решения принимались годами, если не десятилетиями. Сейчас задача отраслевого министерства – повысить информационную открытость всех процедур в градостроительной сфере, обеспечить благоприятный инвестиционный климат и привлекательность города для серьезных инвесторов.

Свои "бонусы" от передачи полномочий Екатеринбург тоже получил: высвободившиеся средства городской казны, которые раньше шли именно на обеспечение градостроительных полномочий, теперь можно будет направить на развитие социальной инфраструктуры, общественного транспорт и благоустройства.

Директор государственно-правового департамента Игорь Ромшин, представляющий интересы губернатора, уверен, что доводы заявителя о противоречии положений принятого закона Градостроительному Кодексу РФ являются ошибочными.

"Делая выводы о несоответствии закона Уставу Свердловской области, заявитель фактически ограничивается формальным сопоставлением формулировок двух статей нормативных документов. Да, формулировки закона дословно не воспроизводят указанные в Градостроительном Кодексе, но это не означает их противоречие. Содержание статей не выходит за пределы полномочий, указ в Кодексе, а конкретизирует их. Полномочия – как совокупность взаимообусловленных и взаимозависимых прав и обязанностей, невозможно перераспределить частично между двумя органами власти, права, например, оставить местному самоуправлению, а обязанности возложить на органы госвласти. Вопрос о неправомерности перераспределения полномочий являлся предметом рассмотрения Верховного суда, и было отмечено, что при отсутствии в федеральном законодательстве запрета на перераспределение конкретных полномочий, а также при условии, что они не относятся к исключительной компетенции местного самоуправления, что мы видим в данном случае, перераспределение не противоречит законодательству. Более того, Верховный суд утверждал, что право перераспределения полномочий по вопросам местного значения предоставлено органам госвласти непосредственно федеральным законом №131-ФЗ. Поэтому считаю, что областной закон соответствует законодательству РФ и не может рассматриваться как нарушающий права жителей, а также не противоречит Уставу Свердловской области", – подчеркнул Ромшин.

Представители ответчика также пояснили, что при принятии важных и региональных нормативных актов общественная поддержка имеет очень большое значение. Поэтому градостроительная сфера также не останется за рамками общественного обсуждения. Решение о проведении слушаний будет принимать отраслевой министр. Также закон учитывает мнение жителей, поскольку принимался депутатами, в том числе представляющими Екатеринбург.

Председатель Уставного суда Вадим Пантелеев, оглашая решение, подчеркнул, что оспариваемый документ соответствует федеральному законодательству и Уставу региона как по содержанию, так и по всем процедурам его рассмотрения и принятия.

"Настоящее постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом", – подытожил Вадим Пантелеев.

Анатолий Шарапов, пришедший на оглашение вердикта, отметил, что доводы суда ему понятны, и результаты рассмотрения дела его вполне удовлетворили.

"Я сомневался в том, что жители будут отстранены от местного самоуправления, но сейчас мы видим, что они не отстранены. Вместе с моим представителем мы внимательно изучим постановление суда и потом будем делать какие-то выводы. Я уважаю решение Уставного суда. Это конечная инстанция, и ее решения обжалованию не подлежат", – сказал депутат.

Добавим, что в настоящее время городские власти подали иск в Свердловский областной суд. "Серый дом" просил признать передачу градостроительных полномочий на уровень региона незаконным. Уместно отметить, что, по всей вероятности, иск "серого дома" так и останется без рассмотрения.



Предыдущие новости на эту тему:

14:30 07.04.2016 Законность передачи градостроительных полномочий от Екатеринбурга на уровень региона определит Уставный суд

13:36 18.04.2016 Судьба градостроительных полномочий Екатеринбурга решится 25 апреля: в Уставном суде назначили дату заседания