Новости
"Даниэлла" против "Южуралавтобана". Схватка за бюджетное обслуживание челябинских дорог продолжается
Экономика | Челябинская область | Уральский ФО

Южноуральская столица и область замерли в ожидании удара снежного урагана под ласковым именем "Даниэлла", и это событие станет очередным испытанием как для челябинских властей, так и для "нового"-старого подрядчика по уборке дорог – компании ЗАО "Южуралмост", которая входит в холдинг ЗАО "Южуралавтобан". Интересно, что ровно год назад в начале января руководство последней компании – "Южуралавтобан" - после аналогичного сильного снегопада подверглось жесточайшей критике как горожан, так и городских властей. Удастся ли справиться с ситуацией сегодня и почему в общем-то рядовое происшествие – выпадение осадков – становится подчас настоящим катаклизмом для Челябинска – читайте в материале Накануне.RU.

Как сообщалось ранее, буквально 28 декабря дочерняя компания "Южуралавтобана" (ЮУАБ) под названием "Южуралмост" выиграла муниципальный конкурс на уборку челябинских улиц стоимостью почти в 1 млрд руб. (точнее – 980 млн). Заметим, что учредителем ЮУАБ является такой гигант, как ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", следовательно, нынешний подрядчик по уборке дорожной сети – компания "Южуралмост" - приходится "внучкой" комбинату.

ЮУАБ, выигравшая аналогичный конкурс на 2015 год примерно с тем же объемом финансирования, можно сказать, провалила условия контракта, заслужив как недовольство горожан и мэрии качеством исполнения договорных обязательств, так и пристальное внимание прокуратуры. Ситуация с исполнением договорных обязательств стала настолько скандальной, что последовала "ритуальная жертва" - 1 декабря добровольно написал заявление об уходе с поста руководителя компании директор Константин Жаботинский. За 2015 год на этом посту побывало сразу несколько человек, сегодня компанию возглавляет магнитогорец Алексей Бубнов, однако, этот очень "вкусный" контракт по уборке челябинских улиц так и остался в руках собственников ЮУАБ. А калейдоскопная смена руководителей никак не отразилась на бизнесе.

снег, сугроб(2019)|Фото: Фото: Накануне.RU

Между тем, проблемные зоны в работе присутствуют, и это вынуждены признавать даже традиционно благоволящие к компании городские власти, тот же мэр Челябинска Евгений Тефтелев. Готовясь к удару стихии, он лично распорядился дополнительно изыскать дорожную технику для расчистки улиц от снега и на днях в Челябинск было переброшено 50 самосвалов, переброшено, добавим… из Магнитогорска! После того, как плачевная ситуация по расчистке челябинских дорог была доведена до сведения президента особой петицией под названием "Уборка дорог в Челябинске с приходом Дубровского не производится. Дубровский: "Само растает!", стало ясно, что дело приняло совсем скверный оборот и предстоящий циклон (если он, конечно, все-таки придет на Южный Урал) будет настоящим экзаменом для магнитогорского пула подрядчиков.

Стоит заметить, что, так или иначе, но за последние несколько дней положение поменялось к лучшему, дороги и проезды в Челябинске вычищены, да так, что приезжающие по делам в областной центр магнитогорцы кривятся и открыто заявляют – мол, челябинцы-то зажрались, у нас все намного хуже!

С одной стороны, критика и ругань в адрес команды мэра Евгения Тефтелева и его подчиненных действительно порой кажутся чуть ли не срежиссированной, с другой, глупо отрицать и тихое, но планомерное выдавливание с определенных участков бизнеса челябинцев выходцами из Магнитогорска. Ярчайший пример тому - как раз ситуация с конкурсами на уборку дорог, которые именно с приходом к власти "магнитогорского клана" стали регулярно выигрывать тамошние компании. Ведь тот же министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Гущин (назначен с 1 января 2015 года) ранее работал и руководил "Южуралавтобаном".

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

И первоначально вообще предполагалось, что компания будет убирать и чистить улицы областного центра до конца 2016 года, стоимость того контракта составляла ни много ни мало 1,954 млрд руб. В итоге, на ходу пришлось вводить в игру "дочку" "Южуралмост" и дробить контракт на годовые объемы, но сути это не меняет. Сказать, что от таких успехов весь челябинский бизнес в восторге, конечно, нельзя, особенно это касается тех, кто давно привык считать этот сегмент "своим". Кому такая лихая экспансия понравится?

В этом смысле, разумеется, показательна не менее скандальная история с банкротством коренной челябинской структуры под названием МУП "Дорожно-ремонтное и строительное и управление" (МУП ДРСУ), приключившимся как раз в 2014 году. Шутка ли, мощнейшая и имеющая многолетнюю историю структура в начале прошлого года была обанкрочена за долг в… 5 млн руб.! Экс-директор до этих событий в целом успешного предприятия Игорь Волосков был вынужден скрыться за границей и, соответственно, был объявлен в розыск. Якобы осенью, придя на предприятие, ставленники магнитогорцев посмотрели бухгалтерию и ужаснулись, после чего и было принято решение о ликвидации. При этом подчеркивалось, что в курсе всех событий через подчиненных был и губернатор области Борис Дубровский. Также стоит помнить, что все началось и закрутилось в тот момент, когда весной прошлого года генеральным подрядчиком всех дорожных работ стал "Южуралавтобан".

Кроме банкротства ДРСУ, прямые потери от вторжения магнитогорцев на рынок дорожных работ понесла и еще одна мощная челябинская структура, а именно "Производственная компания "ЧелСИ", которую на тот момент через сына контролировал вице-спикер областного парламента Юрий Карликанов. Бизнес Карликановых серьезно "просел" еще в кризис 2008 года, особенно пострадало строительное направление, но контракт на освоение дорожных денег позволял компании держатся на плаву. С приходом магнитогорских конкурентов и этот источник иссяк, к тому же лоббистские возможности тоже сильно сократились. В результате "имеем то, что имеем", и по понятным причинам магнитогорцы в результате нажили себе массу недоброжелателей.

Борис Дубровский губернатор Челябинской области|Фото: gubernator74.ru

Один из источников, знакомых с положением дел в отрасли, прямо говорит, что существует установка "мочить" магнитогорский "Южуралавтобан", находя любые проколы и недостатки в деятельности компании. Конкретных заказчиков, по понятным причинам, никто не называет, однако, догадаться об интересантах нетрудно.

Социолог Владимир Чудаев, поработавший в свое время в правительственных структурах, подтверждает это мнение: "Как автомобилист, много путешествующий по России, скажу, что некачественная уборка городских улиц – это не только челябинская проблема. Сугробы можно наблюдать и в Ханты-Мансийске или, например, в Перми. Сваливать системную проблему на кого-то, кто мне лично может и не нравится как коренному жителю, считаю инфантилизмом и глупостью. Если говорить про то, присутствует ли во всем этом заказуха против Тефтелева, то, на мой взгляд – да! Но в последнее время все начинает принимать какие-то совсем уж гротескные формы, тоньше нужно работать, ребята, тоньше!".

Объясняя всплеск недовольства горожан недавними проблемами на дорогах из-за несвоевременной расчистки, политолог Александр Мельников добавляет: "Резонно замечено, что всё познаётся в сравнении. Но проблема в том, что многие горожане оказались излишне памятливы. И они сравнивают качество уборки дорог не только со 2-3 января 2015 года, но и с более давними временами".

Резюмируя, можно с уверенностью сказать – противники магнитогорских дорожников не простят им ни одной неубранной своевременно городской магистрали и даже не проезжей улицы. Схватка за бюджеты продолжается.

Денис Лузин