Новости
Свердловские власти попросят деньги на метро у населения? "Выпуск облигаций - это палка о двух концах"
Экономика | Свердловская область | Уральский ФО

Идея строительства екатеринбургского метро за счет облигаций может быть палкой о двух концах. По мнению экспертов, все зависит от того, какие условия будут предложены. Речь может идти о так называемых "инфраструктурных облигациях", о которых долго говорят, но которые "никто в глаза не видел", или же долги региона предложат скупать населению. Любопытно, что в последний раз власти Свердловской области выступали с такой идеей при губернаторе Александре Мишарине, тогда планировалось за счет выпуска облигаций покрыть дефицит, а сейчас - запустить значимый инфраструктурный проект, передает корреспондент Накануне.RU.

Следует отметить, что Свердловская область уже выпускала облигации, ранее это делалось для того, чтобы покрыть бюджетный дефицит. Речь тогда шла о нескольких миллиардах рублей. Примечательно, что с тех пор власти предпочитают занимать, а отдают - неохотно: госдолг Свердловской области с 2012 года увеличился с 21,3 млрд руб. (при губернаторе Александре Мишарине) до 56,8 млрд руб. (по данным на 1 сентября этого года).

Тема выпуска облигаций вновь была поднята накануне в заксобрании области, где глава Среднего Урала выступил перед депутатами с бюджетным посланием (в тот же день принимались поправки по наделению его полномочиями премьер-министра, так что, можно сказать, это была первая серьезная экономическая инициатива Куйвашева с прицелом на новую должность и при возглавляемой Владимиром Тунгусовым администрации). Помимо прочего, губернатор предложил использовать облигационные займы для строительства второй очереди метро в Екатеринбурге. Глава региона поручил профильным министерствам совместно с администрацией Екатеринбурга "проработать вопрос и внести предложение о новых инструментах привлечения частных инвестиций на строительство метро, возможно, и с использованием облигационных займов".

О строительстве второй ветки метро в Екатеринбурге заговорили в рамках подготовки к празднованию 300-летия столицы Среднего Урала. В настоящее время ее проектирование приостановлено из-за отсутствия финансирования. Как сообщалось ранее, в случае, если вторую ветку строить к юбилею уральской столицы в 2023 году, то начать прокладывать подземку нужно не позднее 2018 года. В целом строительство линии оценивается в 63 млрд руб.

Евгений Куйвашев, ЗакСо|Фото: Накануне.RU

Член СовФеда Аркадий Чернецкий уже нашел сходство предолженной схемы с той, что использовалась на последнем этапе строительства первой ветки.

 "Прозвучала важная мысль о том, что не нужно сидеть и ждать, пока федеральный бюджет раскошелится или региональный бюджет найдет источники финансирования строительства метро. Нужно постараться привлечь деньги на основе облигационных займов. Идея интересна, но она должна быть экономически выверенной. Это сигнал специалистам к тому, чтобы начать обсуждение использования такого инструмента привлечения инвестиций", - сказал он.

По его словам, подобная система однажды уже оправдала себя. "Когда мы строили первую ветку, на завершающем этапе тоже, чтобы не растягивать процесс, привлекли заем и сумели за два года завершить работу", - уточнил сенатор.

По всей вероятности, речь идет о строительстве двух станций первой линии метрополитена  - "Чкаловской" и "Ботанической", однако, тогда средства были взяты в кредит в банке под госгарантии. 

Чернецкий|Фото: Накануне.RU

Скупка облигаций регионов - это своего рода попытка заработать на долгах субъектов. Экономическая суть облигаций действительно очень похожа на кредитование. Но считается, что такие бумаги -  не самые ликвидные на российском рынке. При этом скупщиком могут выступать как финансовые институты, так и простое население (на что и делали ставку в правительстве Мишарина). 

"Сама по себе идея взять денег внутри, у населения - известна. Она имеет давние традиции - в Советском Союзе и  за рубежом. Есть добровольные облигационные займы, когда государство говорит: "Дайте нам, пожалуйста, денег, мы вам гарантируем всем своим ресурсом, что они будут обязательно возвращены и обязуемся платить вам процент". Процент в разумной экономике устанавливается выше, чем проценты по депозитам в банках. Население понимает, что относя деньги в банк, отдает их частнику, потому что даже Сбербанк относительно государственный, и это гарантируется государством с помощью Агентства страхования вкладов, здесь население дает тому же самому государству, но через другой механизм, но за большие деньги. Учитывая, что у населения сейчас тревожное настроение, т.е. оно деньги имеет, но боится их тратить, потому что не уверено, что будет завтра, депозиты у людей растут в банках. Идея дать людям возможность снять деньги с депозитов и пустить их в реальную экономику - правильная. Это называется опорой на внутренний рынок и привлечение внутренних заимствований. А вот как ее реализуют - это вопрос", - поделился мнением с корреспондентом Накануне.RU профессор кафедры мировой экономики факультета мировой экономики и финансов Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ-СИНХ) Евгений Ющук.

"Идея, которая сейчас звучит, это не идея Куйвашева, она была выдвинута на федеральном уровне и именно в контексте "давайте дадим больше проценты, чем в банках", чтобы люди сами понесли эти деньги, и они были запущены в экономику. При этом, любая идея может быть как очень хорошо реализована, так и очень плохо. Это палка о двух концах, в одном случае, если государство, например, берет под 10% годовых и делает при этом инфляцию 120%, тогда эта игра неинтересная для населения; если государство берет под 10% годовых и делает инфляцию 4% - эта игра для населения может оказаться очень интересной. Причем, не только для населения, там ведь вступают крупные игроки - инвестиции могут приходить из-за рубежа: как настоящие зарубежные инвестиции, так и деньги, когда-то выведенные за рубеж, которые в этом случае будут введены обратно в Россию", - считает Ющук. 

Но он обращает внимание, что если повторится ситуация 1998 года, то "это сначала будет интересно для всех, а потом это будет неинтересно для всех". Напомним, что приватизационные чеки (ваучеры) и государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) считались государственными ценными бумагами РФ. 

"Это уже начинаются вопросы доверия государству, а эти вопросы опять же будут упираться в профессионализм тех, кто будет осуществлять заимствования", - считает Ющук. 

строительство метрополитен|Фото: Накануне.ru

По мнению независимого финансового аналитика Константина Селянина, вариант выпуска облигаций, как способ финансирования строительства метрополитена - возможен, но речь идет о заемных средствах крупных компаний.

"Это, наверное, тем самые инфраструктурные облигации, о которых уже несколько лет говорится на разных уровнях, но никто их никогда не видел. Вопрос здесь будет в том, кто будет их выпускать и отвечать за выполнение обязательств по ним. Облигации - это обязательства в определенный период уплатить полученную сумму и соответствующие проценты. Если это будет на уровне правительства Свердловской области, субъекта Федерации, то это означает, что инвесторы будут анализировать риск с учетом уже имеющегося долга Свердловской области по собственным облигациям, областным. В качестве покупателя, здесь, безусловно, могут выступить только институциональные инвесторы - банки, пенсионные фонды, возможно, страховые компании, - а не люди, которые будут покупать облигации, стоя около метро", - прокомментировал ситуацию Накануне.RU Константин Селянин.

Но интересен вопрос - будет ли банк выдавать деньги под облигации даже в 10% при текущей ставке рефинансирования или механизм станет новым инструментом закабаления региона?

"Нужно понимать сумму заимствований, сроки и насколько инвесторы оценят привлекательность ставки", - говорит Константин Селянин.

"Надо смотреть условия реальные, которые будут предложены государством, гарантии, которые будут предложены государством, возможность вернуть эти деньги", - считает Ющук.

Он также подчеркнул, что сегодня  никто не может дать ответа, "а можно ли уложиться в эти маленькие цифры инфляции, при этом, чтобы экономика не осталась без денег": "То, что делает наш Центробанк, сегодня оставляет серьезное ощущение, что у нас таргетирование инфляции идет по принципу, как когда-то в 18 веке кровопусканием лечили человека: он бегает, ему плохо, из него взяли литр крови и вылили, он лежит на кровати спокойный и не бегает, но не потому что ему хорошо, а потому, что у него сил нет бегать".

По мнению депутата Госдумы Андрея Альшевских, выпуск облигаций - это один из вариантов, по которому может быть реализован амбициозный проект на территории Екатеринбурга. "Я рад, что губернатор озвучил свою позицию и обратил на эту проблему внимание, потому что, когда он это говорит публично, значит, эта проблема есть, с его точки зрения, и власти этой проблемой занимаются. Было бы гораздо хуже, если бы руководство области промолчало и не замечало этой проблемы. Как это будет делаться, за счет чего, с привлечением федеральных бюджетных средств, это в том числе и наша работа - депутатов Госдумы, это уже дело техники", - поделился мнением с Накануне.RU Андрей Альшевских.

строительство метро Метрострой-ПТС станция Чкаловская|Фото:Накануне.RU