КНР продолжает активно работать над совершенствованием своей авиастроительной отрасли для полного перевооружения военно-воздушных сил к 2025 г. В китайской прессе заговорили о том, что истребитель пятого поколения "Цзянь-20" может быть показан уже в рамках 11-й Китайской международной авиакосмической выставки, которая пройдёт в южнокитайском городе Чжухай с 1 по 6 ноября.
Как передаёт корреспондент Накануне.RU, демонстрация истребителя пятого поколения для широкой публики станет важным успехом Китая, но в любом случае, как пишут СМИ в КНР, "тесного контакта со зрителями" в рамках ближайшего авиасалона не будет. Интересно также, что хотя в китайских СМИ "Цзянь 20" позиционируется как полностью отечественная разработка и переход на качественно новый уровень авиастроения, по сравнению с прежним, когда Пекин закупал либо копировал советские и российские образцы, но при этом эксперты не исключают вероятности того, что истребитель появится на авиасалоне, будучи оснащённым российским двигателем AL-31FM2, так как его китайский аналог пока не готов. Сайт military.china.cn даже задаётся вопросом – считать ли "Цзянь-20" самолётом китайского производства? Опубликовано фото двух истребителей этого типа в воздухе, сделанное, как утверждается, над аэродромом города Фошань в провинции Гуандун, неподалёку от места проведения авиасалона.
То есть техническая возможность этого истребителя подняться в небо уже не вызывает сомнений, однако до сих пор эти истребители оснащались российскими двигателями, тогда как китайский двигатель WS – 13, как отмечают военные эксперты из КНР, начал разрабатываться ещё в 2013 г., но он до сих пор находится на стадии стендовых испытаний. Работоспособные же двигатели WS-10, WS-10A и WS-10B непригодны для установки на "Цзянь-20". Кроме того, издание "Синьлан цзюньши" отмечает, что даже в случае успешного испытания WS-13 и достижения им своих проектных характеристик, российский двигатель всё равно будет мощнее.
Разработка истребителя "Цзянь-20" началась ещё в 2010 г., и как отмечается в прессе, весь Китай шесть лет ждал его первого полёта. Однако, с учётом всех вышеперечисленных фактов, речь не идёт пока о начале серийного выпуска и принятии его на вооружение.
Сайт "Жэньминь ван" отмечает, что принятие на вооружение истребителя пятого поколения серьёзно усилит боевую мощь ВВС КНР в Южно-Китайском море, однако пока что стране не обойтись без приобретения российских Су-35. Кроме того, в обозримом будущем понадобятся и закупки двигателей для самого "Цзянь-20".
Вице-президент Академии геополитических проблем, полковник ВВС Владимир Анохин сообщил в комментарии Накануне.RU, что "Китай славится прежде всего умением хорошо копировать чужие разработки, поэтому показать новый самолёт - это не значит, что он будет во всех отношениях новым".
Но, в то же время, по словам эксперта, нельзя исключать, что в ближайшей перспективе китайская авиастроительная отрасль станет самодостаточной и независимой от российской. Потому что технические возможности КНР уже достаточно высокие, стоит отметить и устойчивость государственных структур, у них достаточный потенциал, особенно мобилизационный, поэтому вполне можно ожидать прорывов. Нам же необходимо внимательно следить за их развитием.