Китай непрерывно продолжает усиливать мощь своих военно-морских сил. Нынешняя военная стратегия страны объявляет перевооружение флота одной из четырёх приоритетных областей развития вооружённых сил (наряду с космосом, киберпространством и ядерным оружием). 28 октября Министерство обороны КНР объявило о том, что достроен корпус первого авианосца, произведённого собственными силами, передает корреспондент Накануне.RU.
В 1980 -90-ее гг. Китай закупил устаревший австралийский авианосец "Мельбурн", а также тяжёлые авианесущие крейсера "Киев", "Минск" и "Варяг", оставшиеся фактически бесхозными после распада Советского Союза. С них копировались технологии, отрабатывались взлёт и посадка, а "Варяг" был даже введён в строй под названием "Ляонин", в честь одной из северо-восточных провинций КНР. Он стал первым авианосцем в составе китайского флота. Достройка и оборудование затянулись на долгий срок: будучи приобретённым в конце 1998 г., он поступил на вооружение только в 2012 г. Сейчас он уже вполне боеспособен, оснащён авиагруппой (на настоящий момент подготовлено уже около 40 лётчиков для морской авиации) и даже совершил в конце прошлого года заход в сирийский порт Тартус, куда сейчас как раз направляется однотипный ему российский "Адмирал Кузнецов".
Первый собственно китайский авианосец был заложен 31 декабря 2015 г. На корабле начинается монтаж оборудования и по плану он будет спущен на воду уже в текущем году. При этом, как сообщат "Хуаньцю шибао", до полного окончания работ, испытаний и ввода в строй, новому кораблю потребуется ещё около двух лет. Китайское кораблестроение и так идёт с некоторым опережением графика и в целом, по заверениям СМИ КНР, опережает американское (там для постройки авианосца требуется от четырёх до пяти лет). Как отметил инженер Ли Цзе, "Варяг"-"Ляонин" сыграл очень важную роль в разработке китайского проекта. Водоизмещение корабля также составит около 50 тыс. т, а длина – 302 м. При этом по сравнению с советским образцом, на новом корабле несколько уменьшена взлётная палуба, но увеличен ангар, что позволит разместить там большее число самолётов, иначе устроен капитанский мостик, усилена защита радаров от помех, установлено более прогрессивное вооружение, осуществлена перепланировка внутренних помещений под потребности китайского флота.
Основу авиагруппы могут составить так же, как и на "Ляонине", самолёты J-15 (произведённые на Шэньянском авиазаводе на основе купленного у Украины прототипа Су-33). Ожидается, что уже к 2025 г. КНР рассчитывает ввести в строй три новых авианесущих корабля, таким образом, вместе с "Ляонином" их число достигнет четырёх.
Однако, даже имея в наличии такую эскадру, Китай не сможет конкурировать с США, в распоряжении которых уже на настоящий момент стоит 11 авианосцев, кроме того, новейшие корабли такого типа превосходят китайские и по техническому оснащению, и по мощи авиагруппы. Кроме того, в самом Китае часто критикуют идею строительства кораблей такого типа, приводя два типа доводов: во-первых, атомные подлодки могут нести стратегическое ядерное вооружение, поэтому они более эффективны в качестве сдерживающей силы, нежели авианосцы. Во-вторых, строительство крупных надводных кораблей приводит к затрате огромных средств, необходимых сейчас Китаю для реализации стратегии "Одного пояса – одного пути".
Как отмечает китайский эксперт Чжань Хао, оба этих довода не лишены оснований, однако, если пристальнее посмотреть на ситуацию, то выходит, что авианосцы Китаю просто необходимы: во-первых, военные траты КНР составляют всего 1,5% ВВП и в этом отношении Поднебесная сильно отстаёт от многих промышленно развитых стран. Поэтому Пекин в состоянии изыскать средства для строительства и подводных лодок, и авианосцев.
Во-вторых, как раз таки в ходе прокладки "Нового Шёлкового пути" Китай становится чрезвычайно зависим от морских коммуникаций, растянувшихся до самых отдалённых уголков планеты. Здесь встаёт вопрос защиты судоходства, с чем подводные ракетоносцы справиться не в состоянии, а авианосцы – вполне могут.
В-третьих, авианосец – это не только мощное оружие, но и весомый козырь в руках политиков. Само наличие одного (а лучше нескольких) таких кораблей усиливает позиции того или иного государства на международной арене. Именно поэтому США, став сверхдержавой, содержат крупнейшую в мире авианосную эскадру. Вслед за усилением роли КНР в мире и ей стоит наращивать мощь своего авианесущего флота.
"Синьлан цзюньши" сообщает о том, что строительство третьего авианосца под индексом 002 уже ведётся, поэтому велика вероятность, что и он в скором времени будет спущен на воду. В этой связи вполне вероятно, что к 2025 г. Китай по количеству авианосцев опередит Россию и превзойдет Индию – своего основного регионального конкурента. Накануне.RU уже сообщало, что ВМС КНР используют для противостояния с США советский опыт, когда неравенство в наводных кораблях компенсировалось за счёт РВСН и береговой артиллерии. А наличие авианосцев позволит Пекину в ближайшем будущем не только эффективно защищать прибрежные воды, но и успешно действовать в Индийском, а, возможно, и Атлантическом океанах.