Новости
Ездить по "золотой магистрали" желающих не найдется? Отмена электрички Челябинск - Екатеринбург добавила скепсиса проекту ВСМ
Общество | Челябинская область | Уральский ФО

РЖД отменили электропоезд повышенной комфортности Челябинск – Екатеринбург вследствие низкого спроса пассажиров. Это произошло на фоне заявлений о перспективности проекта строительства ВСМ "Челябинск – Екатеринбург", который находится в активной стадии его реализации. К участию в проекте планируется привлечь южнокорейскую компанию Hyundai Rotem. На прошлой неделе губернатор Челябинской области Борис Дубровский даже провел переговоры с топ-менеджментом компании.

Правление РЖД ранее утвердило актуализированную программу организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России до 2030 года. ВСМ Челябинск - Екатеринбург включена в первый этап программы и должна быть введена в эксплуатацию до 2020 года. Проект хорошо интегрируется в глобальный высокоскоростной транспортный коридор "Москва - Пекин" и имеет высокие шансы привлечь заинтересованных инвесторов. Предполагается, что проект будет реализован по схеме заключения концессионного соглашения, за счет средств частного инвестора и привлеченного финансирования.

При этом стоимость проекта может составить 165 млрд рублей, и будет уточнена по результатам разработки предварительного технико-экономического обоснования. ВСМ предусматривает строительство новой двухпутной линии с прохождением трассировки через три ключевых станции: Екатеринбург, Касли и Челябинск. Общая протяженность магистрали составит 238 км. Движение по ней будет осуществляться как скоростными, так и ускоренными поездами. При этом время в пути скоростного поезда будет 1 час 10 минут, а ускоренного – 2 часа 15 минут.

На прошлой неделе губернатор Борис Дубровский провел переговоры с топ-менеджментом компании Hyundai Rotem, которая может принять участие в реализации проекта. Глава области подчеркнул, что он верит в строительство высокоскоростной магистрали между Челябинском и Екатеринбургом. "Все силы и средства, которые мы можем вложить в этот процесс, мы будем инвестировать. Мы связываем два города-миллионника, в результате чего Уральская ВСМ будет генерировать колоссальные социальные и экономические эффекты. В ближайшее время к этому проекту подключится и правительство Свердловской области", - отметил он. Кроме того, проект находится в активной стадии его реализации и на сегодняшний день уже понятны многие технические и коммерческие аспекты.

Борис Дубровский, Hyundai Rotem,|Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области

На фоне этих заявлений РЖД отменяют электричку Челябинск – Екатеринбург из-за ее невостребованности. По мнению скептиков, эта же судьба ждет и ВСМ. В свою очередь сторонники ВСМ указывают на то, что на низкий спрос повлияла длительность пути – 4 часа. При реализации скоростной ветки добраться из одного города в другой можно будет за 70 минут, в связи с этим будет и выше спрос на направление.

Так, если на электричке из Челябинска до Екатеринбурга можно было добраться за 3 часа 58 минут, а из Екатеринбурга в Челябинск за 3 часа 33 минуты, то реализация проекта ВСМ сократит время в пути в 3-3,5 раза.  

По мнению политолога Александра Мельникова, сторонники строительства ВСМ и областные власти как раз указывают на то, что из-за большого времени в пути электрички Челябинск – Екатеринбург невостребованы, а проект ВСМ эту проблему поможет решить. "Они как раз говорят, что, если мы выйдем на определенный уровень оперативности доставки пассажиров, тогда и поток пассажиров соответственно возрастет. Но в любом случае, эта тема является поводом для размышления", - отметил политолог в разговоре с корреспондентом Накануне.RU.

По мнению президента ХП "Новый экономический рост" Михаила Дмитриева, "такие проекты [как ВСМ] имеют огромное значение с точки зрения запуска несырьевой модели роста". На стадии инвестирования они имеют значительный мультипликатор инвестиционного спроса, способствующий росту отечественной обрабатывающей промышленности, включая промышленность стройматериалов, производство высокотехнологичных скоростных пассажирских поездов в Екатеринбурге и высокотехнологичных рельсов в Челябинске. На стадии эксплуатации проект создает огромные агломерационные эффекты, которые обеспечат рост инвестиций, занятости и производительности преимущественно в не сырьевых отраслях (обрабатывающей промышленности и сфере услуг), которые локализованы в зоне влияния формирующейся Екатеринбургско-Челябинской конурбации.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Однако часть экспертов к проекту относится скептически. Так, политолог Александр Подопригора считает, что решение отменить электричку Челябинск – Екатеринбург представляется "асимметричным ответом" РЖД на навязчивость чиновников областного правительства в попытках склонить железнодорожников к поддержке их проекта строительства ВСМ".

"Пару месяцев назад один знакомый сказал мне, ссылаясь на начальника этого поезда, что в тот день из Челябинска в Екатеринбург ехало шесть пассажиров. Могу себе представить, что, потратив 160 миллиардов рублей (минимум) и построив лет через десять эту магистраль, можно сократить общее время в пути (с учетом поездок до вокзала и от него) примерно на час – и увеличить указанное число пассажиров в два, три или даже пять раз. Но этого все равно космически мало для того, чтобы хоть когда-нибудь вывести магистраль на окупаемость: спроса на такую услугу просто нет", - отметил он.

Так, международный аудитор Deloitte, изучив проект ВСМ "Москва – Казань", нашел его заведомо убыточным, выразив серьезное сомнение в том, что пассажиропоток вырастет там в восемь раз. Челябинский эксперт в сфере транспорта и логистики Яков Гуревич также считает, что для ВСМ "Челябинск-Екатеринбург" пассажиропоток завышен по меньшей мере в 8 раз. Соответственно, только инфраструктурная составляющая в билете составит более 5 тыс. рублей.

"Ездить по такой "золотой магистрали" дураков не найдется: дешевле, комфортней и быстрее на такси от подъезда к подъезду. Железнодорожники это понимают и потому отменяют наглухо убыточный маршрут", - считает Александр Подопригора.

По мнению политолога, для челябинцев отсутствие ВСМ "Челябинск – Екатеринбург" не является "первой надобностью и претензией к властям". "Они назовут множество других – например, отсутствие нормальной организации работы общественного транспорта в Челябинске, нечищеные дороги или убийственный гололед на тротуарах. Но эти банальности глубоко неинтересны нашим чиновникам: ни денег не заработаешь, ни славы. Они предпочитают высокодоходные мечты и хорошие джипы, а потому не понимают мелочных запросов городских обывателей: это ведь теперь даже не избиратели. Поэтому пусть платят за электропоезд, даже если ездят на троллейбусе", - считает он.