Чтобы уважать Бориса Ельцина, нужно найти возможность показать все лучшее из худшего, но лучшее из того, что действительно было, заявил режиссер Никита Михалков во время экскурсии по "Ельцин-центру". Однако в музее история ельцинской эпохи показана однобоко и тенденциозно, что, в первую очередь, вредит памяти президента, передает корреспондент Накануне.RU.
Режиссер, раскритиковавший президентский центр, сегодня приехал в Екатеринбург на экскурсию. Во время нее он неоднократно вступал в спор с экскурсоводом, руководителем архива центра Ельцина Дмитрием Пушминым. Михалков сказал, что музей пытается убедить посетителей, что только ельцинская эпоха - по-настоящему свободное время в истории страны.
Режиссер неоднократно вспоминал мультфильм об истории свободы, который демонстрируется при входе в музей.
"Если вы мне говорите про историю и показываете вече, потом опричников, но я не вижу освободительной борьбы с поляками, не вижу Минина и Пожарского... Я не говорю, что должно быть все, я говорю, что должно быть хотя бы это".
"Я не говорю: закрыть, не люблю, будьте прокляты. Нет. Я говорю о том, что я тут вижу. И знаю, поскольку жил в то время и был зрелым, что мне рассказывают не всю правду. Когда я вижу в мультике Петербург, а внизу череп и кости миллиона людей... Ну что вы, ребята. Не надо бабушку лохматить. Во всяком случае для меня абсолютно очевидно, что это мощнейшая задумка, с точки зрения технологий и институции, и она же из-за однобокости приносит вред Борису Николаевичу. Это моя субъективная точка зрения".
На критику мультфильма Пушмин ответил, что основная мысль - в тяге к свободе, которая всегда существовала в России.
Мультфильму был посвящен один из выпусков "Бесогона".
"Вы хотите убедить меня в том, что это правильно? Вы меня не убедите в этом. Вы говорите, что этот мультик о тяге к свободе, но где она? Мы с вами занимаемся демагогией", - ответил Михалков.
"Для меня это пугающее явление, я говорю это в глаза. Потому что сюда приходят молодые люди, черпающие исторические сведения из Википедии. И они приходят в мощный центр, на который потрачены огромные деньги. И первое, что они видят - мультфильм, это начало рассказа о той стране, в которой они живут. И никакого уважения и любви к стране, в которой они живут, нет. "Мы обязаны и уважать только того человека, который дал нам свободу", - это посыл мультфильма. А этот человек - Борис Ельцин.
Михалков не стал отрицать, что поддерживал Ельцина: помогал ему на выборах, голосовал за него, писал ему поздравительные письма. "Но я снял картину в 1993 г. "Анна от 6 до 18". Эту картину никто не мог бы снять тогда. Я уже тогда ощущал неуверенность внутреннюю. Но выбора не было, если вы посмотрите список кандидатов, то вы убедитесь, что кроме Ельцина не было альтернативы. Другой разговор, что мы в результате получили? Кто знал тогда, что заводы и фабрики встанут? Кто знал, что на заводах и фабриках, где делали танки, будут делать кастрюли? Кто знал, что будут пустые полки, люди без зарплаты? Я об этом не знал", - сказал Михалков.
Он добавил, что в итоге правления Ельцина, Россия почти потеряла суверенитет, государство потеряло контроль над стратегическими отраслями, а эсминцы уходили по стоимости мерседеса.
В процессе экскурсии к Михалкову подошли студенты: "Мы здесь в первый раз, интересно ваше мнение".
Никита Михалков ответил, что в музей стянуто все о личности Ельцина, но псведопопытки уравновесить историю приводят к тому, что о Ельцине рассказывают в тенденциозном плане.
"Но подводить к тому, что существует новая Россия, которая является той свободной Россией, к которой стремились веками и наконец-то получили свободу в лице Бориса Николаевича - это неправда. Это ложь. Вся история брошена к ногам Бориса Николаевича и это очень плохо для него. Потому что когда приходят люди с небольшими историческими знаниями сюда, они воспринимают это, как правду. А для человека, обремененного историческими знаниями, это будет, мягко говоря, удивительно".
Михалков посетил не все залы музея, но отметил, что у него есть сканы всего "Ельцин-центра", поэтому нельзя говорить, что он критиковал то, что не видел.
"Я пришел сюда для того, чтобы снять разговоры о том, что я здесь не был. Считайте, что я здесь уже был, при сегодняшних технологиях можно получить все. Меня сейчас интересуют не впечатления от той мощи, которую я вижу, а насыщение. И я вижу, чем это насыщено. Вы тоже говорите правду, но это правда без того, чтобы знать другую правду", - сказал Михалков.
Михалкова спросили, готов ли он поправить программу музея, если его попросят. "Ни за что!" - ответил режиссер, добавив, что этим должны заниматься профессионалы.
Никита Михалков после экскурсии не изменил свое мнение об объективности музея, о чем напрямую говорил экскурсоводам:
"Скажите, это объективно все, что вы делаете?" - задал вопрос Михалков представителям "Ельцин-центра". "Наша история многогранна, как вы знаете..." - услышал он в ответ. "Но разве это ответ? Да, Волга впадает в Каспийское море - это тоже правда...".
Тенденциозность, с которой преподносится время Ельцина, приносит вред этой исторической фигуре, заявил Михалков в конце экскурсии: "И эту точку зрения поддерживают 96% людей, которых опрашивал Соловьев в своей передаче".
Саму идею президентских центров он поддержал, о любом государственном руководителе должна быть память, сказал режиссер: "Но как только это переходит границы, становится безальтернативным, это вредит памяти".
Как сообщало Накануне.RU, в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации президент российского Фонда культуры Никита Михалков выразил мнение, что "Ельцин-центр" способствует разрушению национального самосознания и нарушает представление людей о реальной истории. В "Ельцин-центре" в ответ на это отметили, что режиссер лично не видел экспозицию музея: "Такого рода критика вписывается в известную традицию: "Я Пастернака не читал, но осуждаю". Во лжи режиссера обвинила и Наина Ельцина, а губернатор Свердловской области пригласил режиссера на экскурсию.