Более трех часов длилось сегодняшнее рассмотрение в "нулевом чтении" законопроекта, предлагающего исключить из статьи 116.1 Уголовного кодекса квалифицирующую категорию "близкие люди". Иными словами, собравшиеся в Общественной палате РФ представители родительских организаций, депутаты и эксперты пытались выяснить, стоит ли принимать воспитательные шлепки и подзатыльники за побои в отношении ребенка, и нужно ли наказывать за это родителей. Несмотря на то, что подавляющее количество участников высказалось в пользу поправок, то есть в защиту родителей, модератор дискуссии непрозрачно намекнула, что окончательное решение будут принимать члены ОП РФ, которые "насилие в семье не приемлют", передает корреспондент Накануне.RU.
Законопроект о внесении поправок в Уголовный кодекс, более известный как "закон о шлепках", был принят летом этого года. 3 июля президент подписал резонансный законопроект о внесении поправок в УК РФ, согласно которым за традиционные методы воспитания, такие как шлепки по попе и подзатыльники, родителей будут привлекать к ответственности. Автором скандальных поправок выступил депутат от Свердловской области Павел Крашенинников ("ЕР").
Все лето активисты по всей стране проводили протестные митинги, а в октябре отнесли в приемную президента более 170 тыс. подписей после принятого закона.
Меньше месяца назад депутаты Госдумы думы Ольга Баталина и Ольга Окунева и члены Совфеда Галина Карелова и Зинаида Драгункина внесли законопроект о декриминализации побоев в отношении близких лиц. Законодатели предложили перенести "побои в отношении близких лиц" в Кодекс об административных правонарушениях, к ним отнесены супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки, бабушки и внуки. В действующей редакции закона побои в отношении близких караются наказанием до двух лет лишения свободы.
Этот законопроект и стал предметом сегодняшнего обсуждения.
"Цель наших слушаний — собрать обратную связь и составить пакет предложений по усовершенствованию законодательства в этой сфере, который мы сможем донести до законодателей. Например, остается открытым вопрос частно-публичного обвинения, когда невозможно забрать заявление, прекратив тем самым следственные действия в отношении обвиняемого", — объявила модератор дискуссии, член комиссии ОП РФ по поддержке семьи, детей и материнства Юлия Зимова.
Но, как оказалось, собравшиеся разошлись с представителем ОП в основном вопросе – можно ли считать шлепки и подзатыльники побоями. Эксперты убеждены, что нельзя.
Было приведено немало жизненных примеров с изъятием детей из-за синяков, подверглись критике законодательство РФ, сотрудники полиции и даже экономический блок Правительства, но подавляющее большинство собравшихся сошлись во мнении, что законопроект необходимо поддержать. При этом каждый озвучил свои дополнения.
Первой от лица родительской общественности выступила руководитель движения "Русские матери" Ирина Бергсет. Она рассказала, что родители восприняли "закон о шлепках", как введение наказания за воспитание детей.
"В этом законе говорится, что любой родитель, призывающий ребенка к послушанию, становится преступником. Родители хотят, чтобы ошибка депутатов была исправлена, и они получили право воспитывать детей в традиционных ценностях, иметь право на строгость. Мы за то, чтобы поддержать поправку: она направлена на то, чтобы устранить казус и не приравнивать родителей к экстремистам и террористам. Предлагаю дополнить ее возможностью примирения сторон", - сказала активистка.
К слову, возможности примирения статья 116 не предусматривает.
В обществе тиражируется мнение о том, что в российских семьях царит насилие. Об этом заявила председатель движения "Родительское всероссийское сопротивление" Мария Мамиконян. Она привела в пример вышедший на днях опрос Фонда общественного мнения (ФОМ) о рукоприкладстве в семье.
Согласно опросу, 44% населения отрицательно относятся к тому, чтобы вывести побои в семье из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения.
"Опрос составлен лукаво и непрофессионально. Он не дает ответ на вопрос, что думает население. Я против насилия в семье. Все 205 тыс. человек (такое количество подписей против "закона о шлепках" собрано к настоящему моменту, - прим. Накануне.RU) против насилия в семье, но мы все не считаем, что воспитательный шлепок или подзатыльник недопустимы и являются насилием. Это не насилие в России, это воспитание, и оно бывает крайне необходимо в определенных случаях. Так родители из благих побуждений останавливают ребенка, не давая ему пуститься на путь воровства или других действий, способных сломать ему жизнь", - прокомментировала Мамиконян результаты опроса.
Слово взяли юристы. Председатель центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности Ольга Леткова назвала "закон о шлепках" дискриминирующим, ведь в нем предлагают наказывать отдельную группу лиц – близких людей.
"Нас возмутило, что Госдума ввела квалифицирующий признак "близкие люди", из-за которого была повышена уголовная ответственность за причинение побоев. Согласно 19 статьи Конституции все равны перед законом и судом. Как вы понимаете, если другой человек совершит такое преступление, то он не будет подвергнут уголовной ответственности. Это вопиющая несправедливость. За более тяжкие преступления, как в статье 115 ("Умышленное причинение легкого вреда здоровью") - более мягкие наказания, а за более легкие – суровое наказание", - сказала Леткова.
За "побои", по ее словам, суд может принять не только удары, но и другие болезненные действия, например, если мама одернет руку ребенка. "Умысел родителей направлен на благо. Обычно дети даже благодарны родителям, которые таким образом оградили их от наркотиков или от других вещей, которые портят жизнь", - добавила эксперт и высказалась в поддержку законопроекта.
"Насилие в семье есть, что с этим делать? Нужны предложения. ОП РФ никогда не будет поддерживать воспитание детей через насилие. Ни в каких видах. Я точно никогда не будут говорить, что бить детей – хорошо. Шлепки и побои - разные вещи. Мы говорим о семьях, в которых есть побои, а не шлепки", - сказала Юлия Зимина.
Но о таких семьях речь так и не зашла. Собравшихся волновала судьба родителей, применяющих "традиционные методы воспитания", которых несправедливо могут принять за домашних тиранов, благодаря измененному пункту статьи 116 УК РФ.
Согласно определению побоев, указанному в Уголовном кодексе, такое вполне возможно.
"Есть определение "побоев" – это причинение боли без нанесения вреда здоровью, - подчеркнула Мамиконян, - Ребенок побежал через улицу, вы его схватили и оттянули, чтобы он не попал под машину, ему было больно и возник синяк. В садике спросили: "Мама поставила? Было больно?" Ребенок ответил "Да". В нашей практике полно таких случаев".
Юристы напомнили, что в подобных случаях учитывается умысел "преступления". "Если мама одергивает на светофоре, она не имеет целью нанесение вреда. А если она наносит побои, то совершает систематическое физическое воздействие на ребенка. Тогда у нее цель не оказание воспитательного эффекта, а причинение боли", - сказал юрист Матвей Игоревич.
Представители РВС заверили, что на практике суды не учитывают благие намерения родителей.
"Близкие люди" должны быть исключены из закона 116.1, присоединилась к предыдущим ораторам заместитель директора центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности Елена Тимошина.
"Идея декриминализации принадлежит президенту. Он поручал вывести преступления, которые не представляют опасности, из разряда уголовных. Но эта идея была искажена. Наоборот увеличили число лиц, которых можно привлечь к уголовной ответственности и лишению свободы. Нарушаются права большой категории граждан, ведь мы все являемся близкими людьми кому-то. Любая категория преступников должна обладать асоциальными признаками, но "близкие люди" не обладают этими признаками, налицо нарушение прав и свобод", - сказала она.
Тимошина привела статистику МВД России: из всех преступлений близкими людьми совершено 35%.
"По логике близкие лица представляют меньшую опасность, чем иные лица, и они должны быть вынесены из состава 116 статьи. Латентность побоев вне семьи еще более сильна: в семье я знаю насильника, а если меня ударили в транспорте, например, то это довести до суда сложнее. Оставив словосочетание "в отношении близких лиц", придем к тому, что сотрудники правоохранительных органов будут искусственно растить показатели возбуждаемых и раскрытых уголовных дел", - добавила эксперт.
Кроме того, перевод "побоев в отношении близких" из уголовного кодекса в КоАП улучшит профилактику семейного насилия: вместо того, чтобы посадить домашнего тирана в тюрьму, ему назначат исправительные работы.
Поддержал поправки и священник Русской Православной Церкви, протоиерей Всеволод Чаплин. В "законе о шлепках" он усмотрел "антисемейный вектор", которому необходимо противостоять.
"Это предложение было протащено без обсуждения. В мире есть силы, имеющие целью представить семью местом насилия и подавления личности. Надо решительно противостоять попыткам показать семью опасным местом. Много будет споров относительно того, какие методы физического насилия для детей возможны. Я убежден, что часто это воздействие является не наказанием и не местью своему ребенку, это не попытка самоутверждения отца или матери, а физическое сдерживание от опасных поступков для физического и нравственного здоровья", - сказал представитель РПЦ и предложил поддержать поправки.
Свою позицию высказала представитель Генпрокуратуры: "Данный законопроект был направлен на то, чтобы предотвратить практику бытового насилия. Уголовная ответственность за это существовала и раньше. Это просто акцентирование внимания на то, что и в отношении близких лиц ответственность будет".
Марина Кольцова из МВД России добавила, что речь идет о соблюдении прав детей и назвала обывательским мнение о том, что полицейские станут преследовать родителей за шлепки. "За шлепок привлекать к уголовной ответственности мы не можем – это обывательское мнение", - сказала она.
Одним из аргументов в защиту "закона о шлепках" служит убеждение, что шлепки и подзатыльники наносят вред психике ребенка. Это опровергла детский клинический психолог Жанна Тачмамедова.
"Перепутаны причины и следствия, смешаны экспериментальные группы. По-настоящему травматично для ребенка – разлука с родителями, а не физические наказания", - сказала психолог.
Член РВС и ОП РФ Людмила Виноградова предположила, что надзорные органы будут "повышать раскрываемость" за счет статьи 116, поэтому "близких людей" необходимо из нее вывести. "Я за поправки. Принцип справедливости нарушен. Есть статья 264 УК РФ, которая предусматривает четыре года лишения свободы человеку, причинившему двум людям вред, находясь за рулем в состоянии алкогольного опьянения. А тут два года за шлепок. УК грешит отсутствием логики. Все статьи нужно приводить в порядок", - сказала Виноградова.
К общему знаменателю участники сегодняшнего обсуждения не пришли. По-видимому, такой цели не ставилось. Юлия Зимина сказала, что резолюцию по итогам "нулевых слушаний" примут члены Общественной палаты.
"Всем спасибо, интересно было выслушать мнения разных людей. Все поправки услышали, но не все с ними согласны", - заключила модератор.