Конституционный суд в деле тайного изъятия органов у екатеринбургской студентки Алины Саблиной встал на сторону врачей. Родственники девушки ждут рассмотрения жалобы в Европейском суде, передает корреспондент Накануне.RU.
Напомним, семья Алины Саблиной направила в Конституционный суд жалобу на закон о трансплантации, позволяющий врачам "тайно" изымать органы у трупа, то есть без согласия близких родственников погибшего. Заявители ссылались на устоявшуюся практику тайного изъятия органов, которую к тому же утвердил в своем определении в 2003 году КС. Основанием для пересмотра позиции суда заявители посчитали постановления Европейского суда по правам человека против Латвии.
В Латвии, как и сегодня в России, многие годы действовала презумпция согласия - предполагалось согласие каждого погибшего и их близких родственников, и даже если есть у кого спросить согласие, от них скрывался факт планируемого изъятия органов, а согласие предполагалось. Европейский суд признал, что Латвия жестоко обращалась с родственниками и игнорировала их право на частную жизнь.
Ранее суд первой и апелляционной инстанции применил ст.8 закона о трансплантации вместе с определением Конституционного суда в оправдание действий по изъятию органов в тайне от родителей погибшей.
Как стало известно, 17 судьям Конституционного суда потребовалось 18 страниц, чтобы обосновать законность и гуманность тайного изъятия органов. Все доводы заявителей были проигнорированы.
"Таким образом, законодатель в данном случае избрал модель презумпции согласия на изъятие органов и (или) тканей человека после его смерти ("неиспрошенное согласие" или "предполагаемое согласие")", - говорится в обосновании.
Алина Саблина
"Закон о трансплантации опубликован, "тем самым предполагается, что заинтересованные лица осведомлены о действующих правовых предписаниях", - говорится в документе.
"Кроме того, российское законодательство не препятствует гражданам зафиксировать в той или иной форме (в том числе нотариальной) и довести до сведения учреждения здравоохранения свое несогласие на изъятие у них органов и (или) тканей после смерти в целях трансплантации, причем нарушение соответствующего волеизъявления влечет наступление юридической ответственности", - говорится в решении суда.
Напомним, трагедия в семье екатеринбургской студентки произошла в 2014 году. 11 января Алину Саблину в столице сбила машина, когда девушка вместе с подругой переходила дорогу по пешеходному переходу. После аварии Алину привезли в 24-е отделение реанимации и интенсивной терапии ГКБ №1 (Москва). Девушка скончалась 17 января. О смерти своего ребенка родители студентки узнали не от врачей, а от похоронного агента, когда на следующий день он предлагал родственникам свои услуги.
Спустя месяц после смерти дочери, 15 февраля, мать Алины Саблиной Елена, ознакомившись с материалами уголовного дела, возбужденного в отношении водителя машины, сбившего Алину, прочитала заключение эксперта (экспертизу трупа), в котором было подробно описано изъятие органов ее дочери в ГКБ №1.
Родственники Алины обратились в Замоскворецкий районный суд Москвы с иском о взыскании морального вреда в связи с незаконным изъятием органов, в размере 1 млн руб. Суд шел больше года и решение было вынесено только в апреле этого года: в требованиях отказать. В своем решении райсуд руководствовался законом РФ, согласно которому изъятие органов не допускается, если медучреждение было поставлено в известность, что сам донор или его близкие родственники несогласны с процедурой.
Родственники Алины подали апелляцию в Мосгорсуд на решение райсуда, однако жалоба была оставлена без удовлетворения. Мама девушки просила возбудить уголовное дело по факту изъятия внутренних органов дочери и исчезновения пяти из восьми изъятых органов, однако Следственный комитет отказал ей в этом.