Новости
Правительство отказалось возвращать деньги регионам, из которых "выкачивает" больше половины налогов
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Центральный ФО | Приволжский ФО | Уральский ФО

Дюжина российских субъектов перечисляет в федеральный центр больше половины налоговых доходов, после чего регионы могут финансировать лишь социальные расходы, экономя на развитии. Для компенсации Минфин должен ввести новую субсидию для субъектов, у которых госказна забирает более 50% налоговых поступлений, говорится в законопроекте госсовета Удмуртии, поступившем сегодня в Госдуму. В республике заявили, что за счет дополнительных средств субъекты смогут провести программу импортозамещения, поддерживать местных товаропроизводителей, стимулировать развитие инновационных производств. В ответ на это в Правительстве заявили, что увеличение трансфертов не будет стимулировать регионы к развитию налоговой базы, и не поддержали проект, передает корреспондент Накануне.RU.

Очередная попытка финансовой децентрализации, о которой в свое время много говорили сами федеральные власти, предпринята законодателями Удмуртии. Депутаты внесли в ГД законопроект, по которому для субъектов, отправляющих в госказну больше 50% налоговых поступлений, вводится дополнительная субсидия. Ее получателями могут стать более десяти субъектов, по данным за 2014 г., 12 регионов отправили в госбюджет больше половины доходов. Удмуртия, например, из 127,4 млрд руб. отдала 82,2 млрд руб. - 65%. Схожая ситуация в добывающих регионах - на Ямале, в Югре, Татарстане, Красноярском крае. В список также вошли Оренбургская, Самарская, Томская области и Пермский край

"Размер дотации предлагается предусмотреть в объёме, недостающем для доведения до 50% от суммы налогов, собранных на территории соответствующего субъекта РФ", - пишут авторы законопроекта. 

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Ранее попытку вернуть часть уплаченных налогов в 2015 г. предпринимали депутаты Тюменской областной думы. Они направили в ГД поправки в Бюджетный кодекс, по которым на 1% увеличивался норматив зачисления в региональный бюджет налога на прибыль. Депутаты отмечали, что регионы будут заинтересованы в  росте налоговой базы, в то же время, добывающие территории смогут частично компенсировать изъятие НДПИ. Тогда Госдума не поддержала проект, в конце февраля бывший вице-спикер облдумы, а ныне депутат Госдумы Владимир Сысоев вместе с коллегами по фракции еще раз внёс проект в нижнюю палату парламента. 

В Удмуртии  к вопросу подошли с другой стороны, но с той же целью - увеличить доходы субъектов. В 2016 г. дефицит бюджета Пермского края, который тоже перечисляет львиную долю доходов в Москву (НДПИ платят предприятия ЛУКОЙЛа, работающие в регионе), - 8,4 млрд руб.  Глава комитета по экономическому развитию и налогам заксобрания края Юрий Ёлохов отмечает, что любому субъекту хочется как можно меньше отдавать и больше получать, но, по его мнению, несправедлива система трансфертов, в первую очередь, из-за того, что при распределении дотаций не проводится полный анализ экономического состояния и потребностей региона. 

"Тот факт, что мы слишком много отдаём, не станет аргументом для появления новой дотации. В конце концов, полезные ископаемые, за счет добычи которых формируются расходы, принадлежат стране, а не отдельно взятому субъекту. Но методы распределения трансфертов нужно менять. При распределении субсидий исходят зачастую из политического веса региона. Поэтому, например, некоторые центры прибыли искусственно перенесли из Москвы в Санкт-Петербург. В целом при распределении денег, которые нужно оставлять в регионе, федеральный центр должен учитывать не только "уровень обеспеченности", а ряд факторов: климатические условия, протяженность дорог - это 20-30 показателей, а не один", - поделился своим мнением с Накануне.RU депутат.

Ханты-Мансийский автономный округ принял бюджет на 2016 г. с дефицитом в 25 млрд руб., гасить который будет за счет банковских кредитов. Регион считается обеспеченным и ранее он даже не претендовал на дополнительные трансферты, довольствуясь возвратом процента от федеральных налогов. Даже при сегодняшнем дефиците ХМАО на дополнительные субсидии от Минфина рассчитывать не приходится, говорит член комитета по бюджету и финансам думы Югры Евгений Марков. И то, что в России за кризисные годы закончились регионы-доноры, не подтолкнет Правительство к пересмотру сложившейся системы трансфертов, считает он. 

Комарова, Дворкович, Алекперов|Фото:http://www.lukoil-zs.ru/

"Совершенно точно Минфин проект не поддержит. Мы уже выходили с инициативой оставлять часть налога на прибыль в добывающих регионах. Сегодня несправедливое распределение доходов между федеральным центром и регионами - это совершенно точно. У регионов дефицит денег на исполнение полномочий, которые им делегируются без финансового обеспечения. Поэтому возникают гигантские проблемы. Видимо, критическая масса, когда в каком-то  регионе случится что-то страшное, еще не достигнута. Только в этом случае Москва решит перераспределить деньги в пользу регионов. Сейчас идет затыкание дыр через субсидии в течение года", - рассказал Накануне.RU депутат. 

Регионы не могут решать задачи по импортозамещению и поддержке товаропроизводителей без денег, пишут авторы законопроекта. За счет дополнительной субсидии субъекты смогут стимулировать развитие инновационных производств, привлекать инвестиции: "это является серьёзным заделом для дальнейшего позитивного развития экономики субъектов и, как следствие, улучшения качества жизни населения. Дополнительные расходы федерального бюджета в связи с принятием федерального закона будут компенсированы дополнительными поступлениями налогов и сборов". 

Но проект внесен в ГД с отрицательным заключением Правительства, что не оставляет шансов на принятие нормы. В кабмине считают, что дотации, основанные на соотношении поступления доходов, заставят власти регионов расслабиться: "это приведет к отсутствию у регионов стимулов к развитию собственной налоговой базы, в то время как на уровне субъектов РФ уже сконцентрированы доходные источники, зависящие от экономического развития региона (зачисление части налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налогов, взимаемых с плательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, и др.)". Потребности в новых дотациях, вдобавок к уже существующим, нет, говорится в заключении кабмина.

Минфин, напомним, тоже внес предложение по изменению распределения налогов между центром и регионами. Ведомство решило изъять большую часть дополнительных поступлений от роста акцизов на дизтопливо и бензин, снизив процент отчисления налога в региональные бюджеты со 100 до 77%.

Алёна Ласкутова