Новости
На полпредском совещании вступились за "районки" и раскритиковали "жирующую" федеральную прессу
Общество | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Уральский ФО | В России

В уральском полпредстве состоялось заседание совета по информационной политике, посвященное оптимизации расходов на финансирование СМИ. Чиновники прислушались к мнению представителей медиа-сферы о том, что нельзя подходить к этой теме "арифметически" и прекращать финансирование муниципальной прессы. От журналистов досталось "федералам", которые походя тратят бюджеты, кратно превосходящие пресловутые "траты на пиар губернаторов", передает корреспондент Накануне.RU.

Открывая совещание, полпред президента в УрФО Игорь Холманских вспомнил экономическую ситуацию, в которой всем приходится экономить, и "власти нужно начинать с себя". Он отметил, что вопрос об оптимизации расходов губернаторов на информационное обеспечение впервые был озвучен на форуме действий ОНФ 5 декабря 2013 года, после чего оказался под постоянным контролем президента.

совет по информполитике в полпредстве, Евгений Куйвашев, Игорь Холманских, Татьяна Николаева|Фото: Накануне.RU

Холманских подчеркнул, что эта тема сохраняет актуальность, а некоторые губернаторы относятся к поручению "формально" и зачастую просто скрывают реальные расходы на СМИ, прикрывая их другими статьями. С другой стороны, что касается Уральского федерального округа, полпред констатировал "устойчивое снижение затрат". Так, если в 2014 году суммарные затраты шести субъектов составляли почти 980 млн руб., то в 2015 снизились до 925 млн руб., а в текущем году планируются на уровне 907 млн руб. Общее снижение составило чуть менее 7%.

совет по информполитике в полпредстве, Игорь Холманских|Фото: Накануне.RU

Чиновник отметил, что сокращение затрат – болезненный процесс, который накладывается на существенное сокращение рынка рекламы, однако подчеркнул, что в существующих экономических реалиях адаптация необходима.

совет по информполитике в полпредстве, Евгений Куйвашев|Фото: Накануне.RU

Евгений Куйвашев в своем докладе подчеркнул, что в 2014 году на информационное сопровождение было выделено в регионе 516 млн руб., в 2015 – 509 млн руб., в текущем – еще меньше. Что касается абсолютных цифр, то губернатор напомнил, что ежегодно на конкурсы на информационное сопровождение заявляется не менее 40 СМИ, а в контрактах указываются конкретные темы – освещение исполнения "майских указов", действий федеральной и региональной власти. Кроме того, все эти СМИ занимаются не пиаром чиновников, а несут воспитательную, просветительскую, патриотическую функцию. Обратил внимание глава региона также на высочайший уровень свердловской прессы, привел примеры, когда муниципальные издания стали лауреатами федеральных конкурсов, а главред "Областной газеты" Дмитрий Полянин был признан "лучшим редактором".

совет по информполитике в полпредстве, Евгений Куйвашев, Игорь Холманских|Фото: Накануне.RU

Руководитель телекомпании "Ермак" и РИА "Накануне.RU" Татьяна Николаева также отметила важность региональной прессы, приведя в пример РИА Накануне.RU, "первым включившееся в события Крымской весны", она напомнила, что эксперты, которых издание ввело в информ-пространство, вышли на федеральный уровень.

По ее словам, большая часть уральских СМИ за два года смогла снизить расходные статьи на 30-50% и подчеркнула, что госфинансирование не нужно формально обрезать, а стоит задуматься о конкретизации контрактов. Например, если область нуждается в привлечении инвестиций, можно мотивировать прессу на написание материалов по этой тематике, то же самое касается социальных тем или других. В качестве эффективного примера она привела ХМАО, где активно внедряется система грантовой поддержки журналистов, пишущих на значимые для округа темы.

совет по информполитике в полпредстве, Татьяна Николаева|Фото: Накануне.RU

Еще один тезис касался муниципальной и районной прессы, которые выполняют, фактически, социальную функцию, но не могут быть "финансово независимыми", по терминологии ОНФ, поскольку на местах нет такого рынка рекламы, который позволил бы им существовать без господдержки. В качестве варианта Татьяна Николаева предложила пересмотреть систему налогообложения для СМИ, поскольку треть финансирования уходит в налоги. И третье, о чем упомянула она, "если нет государственного финансирования, ему на замену, минуя все законные нормы, приходят иностранные деньги", поскольку "природа не терпит пустоты".

совет по информполитике в полпредстве, Алексей Кокорин|Фото: Накануне.RU

Губернатор Зауралья Алексей Кокорин привел цифры по своему региону – в 2015 году было потрачено 23,5 млн руб., в этом запланировано на 800 тыс. руб. меньше. Была выплачена задолженность по зарплате на 500 тыс. руб. в муниципальных изданиях. В целом, по его словам, расходы на СМИ составляют менее 0,1% от бюджета, регион находится на 74 месте среди всех субъектов по уровню трат на прессу, а расход на одного жителя области составляет 37 руб., что гораздо меньше, чем у соседей. Однако эта цифра не удовлетворила Игоря Холманских и он привел ему показатель соседней Челябинской области.

"Сколько вы сказали? 37 руб. на человека? Так вот в Челябинской области 15 руб. 73 коп. Услышали меня?" – грозно обратился полпред к губернатору.

совет по информполитике в полпредстве, Владимир Якушев|Фото: Накануне.RU

Тюменский губернатор Владимир Якушев не стал останавливаться на цифрах бюджета, сказал лишь о том, что в последние годы был проведен серьезный пересмотр расходов и проведена оптимизация по разным направлениям – управленческий аппарат, принцип оплаты труда, снижение окладов и изменение гонорарной части.

Глава ХМАО Наталья Комарова подчеркнула, что с 2013 года расходы на СМИ сократились на 39,7%. Часть этого сокращения стала возможна благодаря решению публиковать решения и документы в интернете. В то же время, она призвала не увлекаться бесконечными сокращениями, спором о том, у кого дешевле обходится один житель.

Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин поведал, что в его регионе "вообще никогда не было программ по пиару власти", а общие расходы на СМИ в этом году составят 21 млн руб., что на 2 млн руб. меньше, чем в 2015 году. Из них лишь 13 млн руб. – собственно расходы на информационные контракты, остальные 8 млн руб. – финансирование газет "Тюменская правда" и "Тюменские известия", чьими соучредителями являются все три региона "матрешки".

Вице-губернатор Челябинской области Евгений Голицын рассказал, что информационный бюджет региона сократился с 65 до 55 млн руб. или на 16% и тоже рассказал, что на Южном Урале готовятся внедрять грантовую систему.

совет по информполитике в полпредстве, Евгений Куйвашев, Марина Гвоздецкая, Татьяна Николаева|Фото: Накануне.RU

От "пишущей братии" слово взял и главный редактор РИА "Федерал пресс" Иван Еремин, который заявил, что нужно вырабатывать взвешенный подход к оптимизации трат на информационное сопровождение, а не "ориентироваться на отдельных общественников и депутатов Госдумы, которые зарабатывают себе политические дивиденды". Он сказал о том, что структура СМИ создавалась десятилетиями и непродуманная политика в ее отношении может обернуться крахом и годами восстановления.

Еремин подчеркнул, что в то время как регионы бьются за каждую копейку для районных газет, федеральные СМИ получают в год почти 78 млрд руб. господдержки. Он привел пример, когда МИА "Россия сегодня" получило 634 млн руб. (около 70% суммарных расходов на СМИ УрФО) на компенсацию валютных скачков. Также рассказал о том, что есть факты, когда и из региональных бюджетов большую часть денег получают федеральные СМИ и информационные агентства. Еремин предложил разделить статус региональных и федеральных СМИ и конкретизировать меры их поддержки. Далее он предложил провести аудит поддержки регионов,  и избыточные средства для федеральных телеканалов перераспределить на региональную прессу.

Еще одной важной проблемой, которую обсудили участники совещания, стало присутствие (а, точнее, отсутствие) региональных телеканалов в третьем мультиплексе.

"Объективный процесс выживания сильнейших на рынке регионального ТВ уже прошел. Но прошедшие в прошлом году законодательные изменения и наступление эры двух мультиплексов цифрового ТВ, вкупе с оптимизацией региональных информационных бюджетов, просто объективно ставят в повестку дня вопрос выработки новых правил игры. Возможно, переформатирования небольших телекомпаний в продакшн-студии или простого сокращения числа региональных телекомпаний. Но в любом случае этот процесс нельзя оставлять без внимания власти", – заявила Татьяна Николаева.

совет по информполитике в полпредстве, Татьяна Николаева|Фото: Накануне.RU

Эту тему затрагивали, так или иначе, практически все выступающие, но более предметно – Наталья Комарова. Он сказала о том, что в ХМАО существует один из лучших по своему оснащению комплекс для цифрового вещания, который покрывает весь субъект. Подобная же ситуация в Свердловской области. Она предложила задуматься о некоем общерегиональном канале в мультиплексе и попросила полпреда помочь добиться возможности продлить лицензию на использование вещательных частот, в противном случае "все средства, вложенные в эту сферу на протяжении нескольких лет, будут выброшены".

Завершая, полпред отметил, что все предложенные механизмы будут рассмотрены, но не вся информационная деятельность должна быть пропорциональна контрактам.

"Я с трудом могу представить, чтобы журналистам было неинтересно торжественное открытие новой школы, детского сада, жилья или чтобы журналисты проигнорировали пресс-конференцию с участием губернатора. Нужно и самим органам власти работать над постоянным созданием информационных поводов. Могу сказать, что на Урале в этой сфере специалисты демонстрируют высокий профессионализм", – резюмировал Холманских.

Сергей Табаринцев-Романов