Минимущества Челябинской области и Федеральный центр проектного финансирования подписали соглашение о создании специальной проектной компании "Уральская скоростная магистраль". Об этом корреспонденту Накануне.RU сообщили в пресс-службе регионального минэкономразвития.
Напомним, 21 марта вице-губернатор Челябинской области Евгений Редин подписал постановление об участии Челябинской области в хозяйственном партнерстве "Уральская скоростная магистраль". Вклад области в складочный капитал партнерства составляет 50 млн рублей.
Партнерство создается в целях подготовки частного инвестора-концессионера и необходимого комплекта предпроектной документации для реализации инвестиционного проекта скоростной железнодорожной магистрали "Екатеринбург – Челябинск".
Предполагается, что проект будет реализован по схеме заключения концессионного соглашения. Проектная компания обеспечит разработку предварительного технико-экономического обоснования, организационно-правовой схемы и структуры финансирования, которые необходимы для формирования предложения о заключении концессионного соглашения. Также в ее задачи входит поиск инвесторов и формирование пула индустриальных предприятий, заинтересованных в реализации проекта.
Строительство магистрали будет осуществляться за счет средств частного инвестора и привлеченного финансирования.
В минэкономразвития подчеркнули, что создание часовой доступности между двумя городами-миллионниками позволит сформировать на их базе единую агломерацию Уральского региона с населением более 3 млн человек, включающую в себя также города Озерск, Снежинск, Касли, Кыштым, Копейск и Сысерть. Такая агломерация сформирует принципиально новое поле инвестиционных возможностей.
Напомним, стоимость проекта оценивается в 122,6 млрд рублей. При этом с учетом прогнозных цен на период 2016-2019 гг. стоимость проекта может составить 165 млрд рублей, и будет уточнена по результатам разработки предварительного технико-экономического обоснования.
По словам вице-губернатора Челябинской области Руслана Гаттарова, регион должен быть конкурентоспособным, чтобы обеспечить достойное качество жизни людей. "Запуск крупных инфраструктурных проектов развития является одним из немногих путей обеспечения такой конкурентоспособности. Если сегодня мы не будем претендовать на роль макрорегионального лидера, то завтра рискуем обнаружить себя на экономических и технологических задворках. СМ "Екатеринбург – Челябинск", безусловно, очень амбициозный проект, но при этом он основывается на холодном математическом расчете. Челябинская область, как, впрочем, и все остальные регионы, не может застыть в своем развитии: она будет либо двигаться в ногу со временем, либо постепенно приходить в упадок. Мне по душе первый сценарий, но для его реализации придется потрудиться", - подчеркнул он.
Управляющий директор Федерального центра проектного финансирования Илья Пономарев подчеркнул, что предварительные расчеты свидетельствуют о финансовой эффективности и инвестиционной привлекательности проекта для частного бизнеса. "Этот проект олицетворяет новый этап инвестиционных проектов в инфраструктуре, когда государство берет на себя гарантии надежности инвестиций, а фондирование привлекается с рынка. Очень важно обеспечить условия для привлечения инвестиций, а это возможно при эффективном разделении рисков между частным инвестором и государством", - заявил он.
Напомним, правление РЖД утвердило актуализированную программу организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России до 2030 года. ВСМ Челябинск - Екатеринбург включена в первый этап программы и должна быть введена в эксплуатацию до 2020 года. Проект хорошо интегрируется в глобальный высокоскоростной транспортный коридор "Москва - Пекин" и имеет высокие шансы привлечь заинтересованных инвесторов.
По данным оценки Центра экономики инфраструктуры, прирост ВРП Свердловской и Челябинской областей за счет реализации проекта за период 2016–2030 гг. составит 1,27 трлн руб.
Кроме того, большая часть продукции, необходимая для строительства и эксплуатации магистрали, может быть локализована на территории Свердловской и Челябинской областей, что позволит загрузить существующие машиностроительные, металлургические и строительные предприятия регионов.
Сам проект предусматривает строительство новой двухпутной линии с прохождением трассировки через три ключевых станции: Екатеринбург, Касли и Челябинск. Общая протяженность магистрали составит 238 км. Движение по магистрали будет осуществляться как скоростными, так и ускоренным поездами. При этом время в пути скоростного поезда будет 1 час 10 минут, а ускоренного – 2 часа 15 минут. Маршрут ускоренного регионального поезда пройдет через Екатеринбург, аэропорт Кольцово, Сысерть, Снежинск, Касли, Кыштым и далее вдоль существующего участка Кыштым – Челябинск.
При этом южноуральские эксперты оценивают проект скептически. В частности, одним из минусов называется срок окупаемости проекта, который оценивается в несколько десятилетий.