Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин назвал строительство дороги Надым-Салехард приоритетным направлением программы "Сотрудничество". При этом ряд других направлений могут быть исключены из нее. Так, из-за сложного экономического положения в стране окружным властям пришлось отложить строительство микрорайона Ямальский-3 в Тюмени, предназначенный для переселения ветеранов Ямала, передает корреспондент Накануне.RU.
"Программа "Сотрудничество" формируется из прибыли компаний. Да, в связи с ценами на углеводородное сырье произошло снижение. Но все, что мы наметили – мы выполним. Что касается переселения ветеранов Ямала в Тюменскую область - я никогда не говорил, что оно прекращается. Но поймите, или мы тысячи человек в год переселяем или как раньше – 100-200 человек в год – многолетняя тенденция, которая считалась нормальной. В последние шесть лет мы значительно нарастили темпы переселения, сдвинули очередь. "Газпром" помог. На сегодняшний день ситуация другая, не у всех есть возможность, но "коридоры" - открыты. Около 200 семей мы сможем переселить и в этом году", - сказал губернатор, добавив, что округ потерял порядка 36 млрд руб. прибыли из-за цен на углеводороды.
В настоящее время бюджетные инвестиции ЯНАО в "Сотрудничество" по 2016 г. составляют 2,8 млрд руб., на следующий год запланирована сумма 3,3 млрд руб., на 2018 г. – 4,3 млрд руб., сообщили Накануне.RU в пресс-службе губернатора. Объемы программы будут корректироваться в зависимости от ситуации на мировом рынке.
"Определение приоритета не означает полный отказ от других социально важных направлений сотрудничества, как например переселение северян. Ряд направлений, действительно, из программы будет исключен. Вопрос прорабатывается. Строительство автодороги "Салехард – Надым" является приоритетным для Ямала направлением программы, значимым для развития ХМАО, Тюменской области и многих других регионов страны. Соответственно, данный приоритет программы "Сотрудничество" является наиболее капиталоемким и ключевым в предстоящие три года", - добавили в пресс-службе главы региона.
Несмотря на финансовые затруднения, правительство ЯНАО сохранило социальные выплаты гражданам, выезжающим из арктического региона на юг Тюменской области. В дальнейшем планируется обеспечить инженерной инфраструктурой земельные участки, предназначенные для предоставления многодетным гражданам в Тюменской области.
"В текущем году строительство микрорайона "Ямальский-3" не планируется, но при стабилизации финансовой обстановки может быть продолжено", - добавили в пресс-службе.
Такую расстановку приоритетов одобрил депутат Тюменской облдумы Владимир Чертищев: дорогу Надым-Салехард, действительно, пора достроить.
"Действительно, ограничения в деньгах будет, и нужно определяться, какие объекты строить. Никто ветеранам Ямала в жилье, в переезде не отказывал. Они будут переезжать не в микрорайон "Ямальский-3", а, возможно, в какие-то другие. Ежегодно к нам переезжают по 200 семей. То, что дорогу от Надыма до Салехарда нужно завершать, очевидно. У нас другого выхода нет. Эта дорога имеет еще и стратегическое значение с точки зрения безопасности. Поэтому я к такой информации отношусь пока положительно", - сообщил парламентарий корреспонденту Накануне.RU.
Отвечая на вопросы журналистов, Кобылкин упомянул и Северный широтный ход, единственным "узким" местом которого на сегодняшний день является мост через Обь. "Этот проект нужен, прежде всего, стране, не только Ямало-Ненецкому автономному округу. Сегодня новый директор "РЖД" Олег Белозеров четко понимает, что эту дорогу должны строить РЖД. Не должны субъекты федерации и нефтегазовые компании строить железные дороги. Мост через Обь – составляющая Северного широтного хода. Его нельзя строить десятилетия, нужно возвести за 3-4 года – тогда проект окупаем", - поделился мнением Дмитрий Кобылкин.
Оказывается, субъекты "матрешки" рассматривают возможность выделения средств из "Сотрудничества" на мост через Обь. Об этом председатель Тюменской областной думы Сергей Корепанов сказал в ходе дебатов в рамках праймериз "Единой России" на тему "Тюмень и Ямал: пути сотрудничества".
"На встрече с губернатором округа была высказана идея о том, чтобы в рамках программы "Сотрудничество" гасить процентные ставки по кредитам для строительства моста через реку Обь", - сказал Корепанов.
В свою очередь депутат Госдумы Владимир Сысоев усомнился, что такое решение соответствует заключенным договоренностям. "У нас есть договор, подписанный тремя субъектами, а есть сама программа. Я не припомню, чтобы в договоре либо программе было предусмотрено такое целевое назначение. Нужно действовать в рамках того правового поля, которое сегодня утверждено", - заключил он.
Напомним, что автомобильную дорогу Надым-Салехард планируется сдать не ранее 2020 г. из-за уменьшения объемов финансирования.