Образование в ДНР переживает тяжелые времена. С началом войны контингент учащихся уменьшился на 15-20%, но с учетом резкого падения реальной посещаемости упал намного больше. Это снизило и без того невысокие требования к учащимся: школы хотят поскорее выпустить горе-учеников, а вузы стремятся любой ценой набрать студентов и не терять их, чтобы сохраниться на плаву, передает корреспондент Накануне.RU в Донецке. В результате образование в значительной мере существует фактически "по желанию".
С другой стороны, с освобождением от киевского диктата наблюдается немалое оживление в этой сфере, связанное с языком обучения. По данным МОН ДНР, почти 100% школьников выбрали языком обучения русский. "В текущем учебном году открыто 6 тыс. 780 классов с русским языком обучения, что составляет 97%. В этих классах обучается 98% учащихся. И 3% классов, 170, с украинским языком обучения, в них обучается 2% школьников по своему желанию", - сообщила Полякова. Это стало возможно благодаря тому, что с нынешнего учебного года язык преподавания в школах определяется выбором учащихся.
В этом году в ДНР впервые проводится ГИА - государственная итоговая аттестация. Выпускной экзамен одновременно будет являться вступительным. ГИА включает один обязательный экзамен – по русскому (или украинскому) языку и экзамены по выбору учащегося. Максимальное количество экзаменов по выбору не может превышать трех учебных предмета, минимальное количество – два из перечня общеобразовательных предметов. Результат ГИА по обязательному предмету учитывается при подсчете среднего балла аттестата о среднем общем образовании, а результаты экзаменов по предметам по выбору – нет. При этом к ГИА допускаются не только нынешние выпускники, но и выпускники прошлых лет.
ГИА начинается 31 мая с экзамена по русскому (украинскому) и продлится до 17 июня, включая такие предметы: математика, химия, всемирная история, биология, литература (русская и зарубежная), иностранный язык. То, что среди них не оказалось физики, вызывает недоумение, если не возмущение. Все экзамены по ГИА проводятся письменно от 1,5 до 4 часов. Все выпускники будут сдавать экзамен по русскому языку в своих школах, а экзамены по выбору будут проводиться в образовательных организациях, определенных местными органами управления образованием. Напомним, что в ДНР восстановлена пятибалльная шкала оценок. Какие результаты покажет ГИА-2016, сегодня можно лишь гадать.
Также в этом году 649 выпускников ДНР решили сдать ЕГЭ для дальнейшего поступления в вузы России, сообщили Накануне.RU в образовательном ведомстве. Там добавили, что в текущем году в Республике планируется открыть два пункта сдачи ЕГЭ. Как ожидается, их разместят в Донецке и Горловке. О том, что сам ЕГЭ оказывает разрушительное влияние на образование (об этом говорят многие в России), в ДНР пока еще не очень задумываются.
В вузах же, учитывая их "незаконность" с точки зрения киевского режима, идут по единственному пути – налаживая или восстанавливая связи с Россией. Так, все 18 вузов ДНР заключили договоры о сотрудничестве с вузами России. "Абсолютно все вузы нашли партнерские учебные заведения в России, благодаря большой работе со стороны министерства. Заключены договоры с 31 вузом России, и этот список планируется расширять", - рассказали Накануне.RU в МОН ДНР. Отметим, что в 2015 году российские дипломы получили более 2 тыс. студентов ДНР.
В текущем году в Донецке откроется первый филиал российского вуза. Московский международный независимый эколого-политологический университет уже открыл в Донецке свое представительство при Донецком национальном университете экономики и торговли имени Туган-Барановского. Ректор московского вуза Сергей Степанов заявил, что он планирует плотно сотрудничать с вузами Донецка. При этом первый год обучения пройдет на бесплатной основе.
Обсуждают в ДНР и внедрение семейного образования, представлена программа "Домашней академии", объединяющей школьный процесс с домашним обучением. По словам замминистра образования и науки ДНР Ирины Симоновой, согласно республиканскому закону "Об образовании", предусмотрена форма семейного образования, когда ребенок получает знания на дому, без участия образовательных заведений. Только пока непонятно, какая именно цель преследуется: расширить возможности образования детей в условиях разгромленной средней школы или же дальше "реформировать" школьное образование под вывеской заботы об удобстве детей, но в сторону его фактический ликвидации.
Закон ДНР "Об образовании" является калькой с российского, и в нем действительно предусматривается семейное образование, то есть когда ребенок не ходит в школу, а занимается дома, и в школе, к которой он прикреплен, лишь проходит итоговую аттестацию по всем предметам, имея право на бесплатное получение учебников, как и остальные школьники. Вообще говоря, семейное образование является самой традиционной формой, поскольку именно в семье ребенок всегда получал воспитание и образование. Однако семья во все времена была священна и неприкосновенна, и это существенно отличает нынешнюю ситуацию от исконной. Правда, цели развиваемого в ДНР проекта декларируются правильные: способствовать укреплению семьи, формированию активной жизненной позиции с упором на авторитет родителей, передавать опыт в воспитании детей, оказывать поддержку семьям и т.д. Как же это будет выглядеть на практике, пока неясно.
В августе 2015 года министр образования и науки ДНР Лариса Полякова заявила, что для внедрения программы семейного образования учебная неделя будет продлена с пяти до шести дней. Не выльется ли все под правильными лозунгами в банальное увеличение учебной нагрузки на детей? И не станет ли шестой день "семейным", увеличив и без того раздутый объем ненужного учебного материала, в то время как нужный предан забвению? Ведь не секрет, что в школах России и Украины предметы "изучаются" так, что итоговый результат обычно является плачевным. Хотя Полякова, говоря о новом учебном 2016-2017 годе, анонсировала, что учебная нагрузка на детей станет немного меньше: будет уменьшено количество уроков, однако увеличено количество секций, кружков и факультативов. Все это вызывает много вопросов.
В целом, конечно, задачи образования в ДНР имеют специфические особенности, вызванные 20-летней украинизацией и войной против Донбасса. Как сказала министр образования ДНР, задача номер один – воспитать настоящих патриотов. Так она прокомментировала учебно-воспитательный курс для младшей школы "Уроки гражданственности Донбасса", инициатором которого стал глава ДНР Александр Захарченко. "Я считаю, что без осознания детьми понятий гражданственности и патриотизма будущего нет", - заявила Полякова. По-видимому, этот вектор на ближайшие годы станет главным.