Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман наконец заметил грязь на улицах города, а не только в душе горожан и своих избирателей. Градоначальник направил письмо в УрО РАН с техзаданием по исследованию городской грязи. Ученые будут изучать образцы грязи с улиц столицы Урала целый год, а потом научат мэра, как же все-таки нужно бороться с нечистотами, передает корреспондент Накануне.RU.
Кто подсказал Ройзману идею направить грязь на анализ ученым - загадка, однако, мэр озаботился проблемой всерьез. Сегодня он направил председателю УрО РАН, академику Валерию Чарушину письмо с техзаданием на исследование причин появления грязи на городских улицах и ее состава.
Ройзман озаботился проблемой грязи не на шутку
Как сообщила Накануне.RU руководитель пресс-службы ЕГД Виктория Мкртчян, договоренности о проведении такого исследования были достигнуты ранее градоначальником и учеными в ходе нескольких рабочих встреч, состоявшихся по инициативе Евгения Ройзмана.
"Согласно достигнутым ранее договоренностям прошу вас организовать и провести комплексное исследование городской среды независимыми экспертами с привлечением общественности и волонтеров. Исследования городской среды должны содержать общий обзор по Екатеринбургу с учетом климатических особенностей и сезонных колебаний, рельефа местности, оценку уровня загрязнения территории города, а также уровня загрязнения воздуха расчетными методами по источникам, а именно: от выбросов автомобильного транспорта с учетом интенсивности и состава транспортных потоков, от строительных площадок, от стационарных источников выбросов, включая промышленные предприятия и предприятия теплоэнергетики близлежащих городов-спутников (Ревда, Верхняя Пышма, Первоуральск). Сопоставив полученные данные, можно будет выделить на территории города зоны с наиболее высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха и дорожного полотна, оценить "вклад" отдельных источников загрязнения в общий объем, проанализировать минералогический, химический и иной состав "городской грязи", а также оценить пылевые выбросы, содержащие возгоны тяжелых металлов, длительность их пребывания в воздухе во взвешенном состоянии и дальность переноса воздушными потоками", – сформулировал задачи научного исследования в письме Ройзман.
Ученым УрО РАН предстоит масштабное исследование
На достигнутом глава Екатеринбурга не остановился и по итогам работы Ройзман предложил ученым УрО РАН выработать "совместный, научно обоснованный план действий по устранению причин загрязнения, по сокращению источников загрязнения и усовершенствованию существующей технологии уборки города". Другими словами, ученых мэр Екатеринбурга попросил придумать, как же городским чиновникам, работающим в этой сфере не первый год, а порой и не первое десятилетие, прибрать муниципалитет. Вопрос, за что же, чиновники, отвечающие за уборку города все это время, а также коммунальщики, получали зарплаты из городского бюджета, остается открытым.
Вдобавок к этому, администрацией города направлены запросы в департамент Росгидромета по УрФО, Центральный Екатеринбургский отдел управления Роспотребнадзора по Свердловской области, "Центр экологического мониторинга и контроля" по предоставлению ими сведений о состоянии окружающей среды города и ее загрязнении. Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети готовит информацию об интенсивности и составе транспортных потоков опорной транспортной сети города. Полученная информация будет передана ученым.
Добавим, что на проведение исследования в УрО РАН берут год(!). В ЕГД уточнили, что пробы грязи будут браться в разных районах города, в различных погодных условиях на протяжении всех четырех сезонов. На "заборы грязи" даже зовут представителей СМИ, которые в отличие от Ройзмана грязь на городских улицах наблюдают намного чаще и даже пытаются привлечь внимание городских властей к проблеме. По всей вероятности, показательные уборки городских улиц у "акул пера" популярностью пользоваться перестали.
За чей счет ученые будут исследовать грязь не уточняется, однако, по всей вероятности, делать это будут за счет горожан - средств городского бюджета.
Между тем проблема городской грязи не нова и неоднократно обсуждалась городским сообществом, нашедшим несколько основных причин ее возникновения. Так, урбанисты отмечают, что грязь возникает с неукрытых дерном и палой листвой, а также неверно организованных газонов, наносится колесами грузовиков, выезжающих со стройплощадок, а также автомобилей, паркующихся на газонах и грунтовых площадках. Кроме того, грязь возникает при таянии невывезенного за зиму снега, содержащего реагенты и песок, которыми отсыпают дороги в гололед. Винят в грязи и неисправную ливневую канализацию или полное отсутствие таковой, из-за чего сточные воды образуют лужи, моря и озера на дорогах и тротуарах. Ройзман же, выступая по проблеме, приводит другие версии, например, что грязь образуется из автомобильных выхлопов или выбивается из асфальта шипованными шинами автомобилей. Какую версию поддержат ученые, станет известно через год.