Плата за "Платон" обладает всеми признаками налога: обязательность, индивидуальная безвозмездность, принудительность и безвозвратность. Признав, что сбор платы с тяжелых грузовиков нельзя считать налогом, КС может возродить скрытую параллельную налоговую систему. В 1996–1997 гг. КС отменял замаскированные под сборы налоговые платежи, например, пограничный сбор за оформление на границе.
Это ограничивало возможности правительства повышать фискальную нагрузку, пишут "Ведомости".
Но с середины 2000-х Конституционный суд постепенно менял практику и стал признавать платежи со всеми признаками налога или сбора неналоговыми, например, взносы на капитальный ремонт. Так проще вводить платежи, повышать нагрузку, не нарушая обещания властей не поднимать налоги на бизнес. С тех пор появилось 50 обязательных неналоговых платежей, за 2014 г. их сумма составила не менее 700 млрд руб. (или 0,99% ВВП). Например, плата за пользование водными объектами обошлась бизнесу в 10,4 млрд руб., разовые платежи за пользование недрами – в 90 млрд, еще 21,2 млрд руб. – за пользование радиочастотным спектром, а сборы за аэронавигационное обслуживание воздушных судов – 61,5 млрд руб.
КС пишет, что бремя содержания федеральных трасс лежит на государстве, но это не исключает возможность дополнительной финансовой нагрузки на бизнес, так можно будет объяснить введение платы за все основные функции государства, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Например, государство обеспечивает экологическую безопасность, но можно ввести плату за воздух – люди же наносят вред, когда выдыхают углекислый газ, иронизирует он. Чем хуже ситуация в экономике, тем больше будет соблазн вводить новые подобные сборы, предупреждает Еремин.
Напомним, КС признал "Платон" законным, но запретил произвольно повышать тарифы. По решению Правительства тарифы в "Платоне" не будут меняться до июля 2017 г.