Президент Владимир Путин поручил правительству разработать единую стратегию работы ОЭЗ, обеспечить оптимизацию бюджетных инвестиций и механизмы их передачи под управление субъектам РФ. Кроме того, в поручении шла речь о приостановке создания новых ОЭЗ - до разработки единых подходов к их созданию - и прекращении работы неэффективных ОЭЗ по итогам проверок Счетной палаты и Генпрокуратуры. Минэкономики должно представить Белому дому проект доклада президенту до 17 июня и сообщать о прогрессе раз в полгода, пишет "Коммерсант".
Проверки ОЭЗ, по итогам которых даны президентские поручения, были вызваны жалобами президенту активистов Общероссийского народного фронта в ноябре 2015 г. Как отчитался перед президентом начальник контрольно-счетного управления Константин Чуйченко со ссылкой на данные Счетной палаты, ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики: с 2006 года на создание 33 ОЭЗ направлено 186 млрд руб. Но деньги были использованы неэффективно, а работу десяти ОЭЗ можно прекратить досрочно, говорится в отчете.
По данным Счетной палаты, на 1 января общая сумма не использованных АО ОЭЗ средств составила свыше 24 млрд руб., а совокупный доход от размещения средств на депозитах за 2006-2015 годы — 29,3 млрд руб. Регионы недофинансировали строительство объектов инфраструктуры больше чем на 40% (на 45,7 млрд руб.), вместо плановых 25 тыс. рабочих мест к 2016 г. было создано 18 тыс., а на создание одного рабочего места было потрачено 10,2 млн руб. средств (этого хватило бы, чтобы платить занимающим их работникам среднюю по РФ зарплату в течение 25 лет). Как говорится в материалах контрольно-аналитического управления, в правоохранительных органах находится пять уголовных дел, связанных с хищением средств, включая хищение 509 млн руб., предназначенных на развитие инфраструктуры Липецкой области.
Как сообщало Накануне.RU, идея ликвидировать часть ОЭЗ была и Минэка. В связи со сложившейся экономической и финансовой ситуацией в стране, путем ликвидации таких зон в регионах планируется сократить уровень долговой нагрузки федерального и регионального бюджетов.