Руководство авиакомпании "Трансаэро" заявило о планах вновь заняться пассажирскими перевозками под другим брендом. Обанкротившийся перевозчик после реструктуризации долга может начать работу самостоятельно или объединившись с другим небольшим партнером. Новости подняли стоимость акций "Трансаэро" в два раза, но авиарынок, в отличие от биржи, отнесся к планам скептически: у перевозчика нет ни финансовых, ни технических, ни юридических возможностей вновь приступить к полетам. Кроме того, после серьезных репутационных потерь Росавиация не допустит команду "Трансаэро" к этому, уверены собеседники Накануне.RU.
О далеко идущих планах "Трансаэро" рассказал гендиректор компании Александр Бурдин. Авиакомпания предложит кредиторам реструктуризировать долг и после получения сертификата эксплуатанта вернуться к полетам. Задача не из легких: во-первых, "Трансаэро" уже находится в процедуре наблюдения, что создает трудности для перезапуска компании, и кредиторы требуют возврата средств (речь идет о 250 млрд руб.), во-вторых, случаев возврата сертификатов эксплуатанта после отзыва Росавиацией еще не было. Заявления не основаны на реальных возможностях с точки зрения активов и финансовых средств, отмечает аналитик холдинга "Финам" Тимур Нигматуллин.
"О возврате "Трансаэро" на рынок речи идти не может. Арбитражный суд ввел процедуру наблюдения в "Трансаэро" по иску Сбербанка о банкротстве. И, скорее всего, восстановление операционной деятельности будет невозможно. Это пиар-заявление, потому что на деле речь может идти о создании нового юридического лица под новым брендом с участием в капитале прежних собственников "Трансаэро", но это не является возвращением авиакомпании", - рассказал Накануне.RU Нигматуллин.
На бирже акции "Трансаэро" после заявления Бурдина подорожали более, чем в два раза, хотя на сегодняшний час идет корректировка: спекулянты отыграли новость, но реальные инвесторы не видят возможности возобновления работы перевозчика, объясняют биржевые аналитики.
Рынок нуждается в новом крупном перевозчике, отмечает независимый эксперт по туризму и авиации Игорь Блинов, в связи с развитием туристической сферы после открытия Турции. Сам Бурдин назвал перспективным дальневосточное направление.
"На рынке, где существует конкуренция, всегда есть выгода и для пассажира. То субсидирование, которое оказывает государство некоторым авиакомпаниям, должно распространяться на более широкий круг авиакомпаний. Когда новый игрок с хорошими бортами начнет возить пассажиров на Дальний Восток, будет снижение цен и рост пассажира потока. Если говорить об организованном туризме, то здесь у нас возникли сложности с проводными емкостями на юго-восточном направлении. Брешь образовалась из-за ухода дальнемагистральных самолетов "Трансаэро", - рассказал Накануне.RU Бурдин.
Новому перевозчику опять понадобятся заемные средства на покупку самолетов, замечают эксперты. Реструктуризировав один долг, они будут наращивать второй, что не понравится кредиторам. Настороженно к планам компании наверняка отнесутся и контролирующие органы. Если "Трансаэро" "сядет на крылья" к уже работающему перевозчику, то нужды в получении сертификата не будет. Другой вариант – самостоятельный выход на рынок, и тут понадобится одобрение Росавиации. По мнению наблюдателей, ситуация с банкротством авиакомпании испортила репутацию владельцев перевозчика в глазах транспортных властей.
"Никогда Росавиация не выдаст руководителям этой компании разрешения на полеты. Все Правительство "стояло на ушах", ситуация разрешилась чудом, и вы думаете, что кто-то даст тем же людям в руки бочку с бензином и спички? Не будет этого", - поделился своим мнением один из собеседников в отрасли. Напомним, что сейчас "Трансаэро" судится за возврат сертификата эксплуатанта, но шансов выиграть арбитраж у нее нет.
С тем, что планы владельцев "Трансаэро" нереализуемы, согласен владелец консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак: "Помимо всего, есть целый пласт нерешенных технических аспектов. Затея вернуться – нежизнеспособна".
К тому же компания потеряла свою маршрутную сеть и будет вынуждена начинать работу с нуля, добавляет управляющий партнер АО "2К" Тамара Касьянова: "Учитывая объем долговой нагрузки, который и стал причиной краха компании, сложно представить, что "Трансаэро" может вернуться на рынок. Однако если компания найдет возможность реструктурировать свои долги, найдет финансирование, у нее появятся шансы. Определенно, компания не сможет вернуться в своем прежнем виде, но при условии, что будет якорный инвестор, готовый вложиться в реанимацию "Трансаэро", авиаперевозчик или компания, созданная на ее базе, сможет рассчитывать на возобновление деятельности. Впрочем, пока такой исход выглядит как маловероятный"
Напомним, что "Трансаэро" прекратила полеты 26 октября 2015 г. Полеты по маршрутам перевозчика выполняет "Аэрофлот", он же перевозил пассажиров, которые успели купить билеты на рейсы "Трансаэро". Купить контрольный пакет "Трансаэро" планировали владельцы "Сибири", однако сделка не состоялась.