В Екатеринбурге на некоторых домах появятся таблички в память о "жертвах сталинских репрессий". Тем самым столица Урала приобщится к проекту "Последний адрес", который эксперты уже уличили во лжи и исторических неточностях. Шесть табличек на фасадах трех домов в городе будут установлены в ближайшую среду, 10 августа, сообщили Накануне.RU координаторы движения.
Интересно, что эта "совершенно аполитичная" инициатива является калькой с немецкого проекта "Камень преткновения", который посвящен жертвам гитлеровских концлагерей. Таким образом, вероятно, осуществляется попытка поставить в один ряд ГУЛАГ и нацистские лагеря уничтожения, что является совершенно некорректным.
Кроме того, несмотря на заявления о том, что задачей общественного проекта "Последний адрес" "является увековечение памяти "простых" граждан, жертв политических репрессий, а вовсе не только "вип-пострадавших", в Екатеринбурге выбор табличек вызвал вопросы, как, впрочем, и сама уместность их существования в предложенном виде. Наблюдатели обратили внимание, что среди тех, кого "увековечивают", нет ни одного рабочего или крестьянина. То есть тех самых простых людей, которые якобы миллионами страдали при сталинской власти.
Существует и другой вопрос: а что делать с теми, кто был осужден справедливо – например, убийцы, мошенники, коллаборационисты, шпионы? Об этом авторы проекта постоянно умалчивают, как будто все арестованные советской властью поголовно были "чисты".
И откуда "Последний адрес" узнает об историях и судьбах репрессированных? По словам председателя проекта Сергея Пархоменко, любой человек может написать заявление с просьбой установить табличку в память любому репрессированному человеку, и это будет сделано. Накануне.RU поинтересовалось на пресс-конференции, посвященной открытию табличек в Екатеринбурге 10 августа, какими именно документами и источниками руководствуется проект? Как оказалось, "Последний адрес" в своей деятельности на 100% опирается на данные скандально известного общества "Мемориал".
"Нам с вами очень повезло, у нас с вами есть общество "Мемориал" (признано иностранным агентом, - прим. Накануне.RU). Они занимаются всем этим 25 лет, они там всё знают по этому поводу, у них есть специальный архив. Каждая заявка проверяется при помощи специалистов из "Мемориала". Также направляется запрос в региональный архив ФСБ. К сожалению, сегодняшняя российская власть ведет себя таким образом, что до архива добраться трудно. Часто это противоречит закону", – заявил Сергей Пархоменко, добавив, что "все люди с табличек "Последнего адреса" реабилитированы, в этом мы уверены".
Однако проверить эту информацию рядовому гражданину затруднительно. Получить доступ к делу чаще всего может только родственник, а если вы сторонний человек, то и взглянуть на архивный документ не удастся. Однако, судя по всему, никто особо и не утруждает себя разбираться, поскольку организаторы причисляют фактически всех осужденных к "невинно репрессированным".
"Говорить о законно репрессированных невозможно, хотя речь и идет об официальной уголовной статье номер 58. Но это абсолютно абсурдная статья, пропитанная советской агитацией. Во всех случаях по этой статье потом выяснялось, что человек невиновен, а у большинства и вовсе показания выбивали пытками", – сказал Накануне.RU Сергей Пархоменко.
Несмотря на то, что по словам инициатора проекта, деятельность "Последнего адреса" не является пропагандой и за ней стоят "большие научные поиски", историк, исследователь сталинского периода Игорь Пыхалов рассказал в беседе Накануне.RU, что утверждения Пархоменко (в частности, насчет того, что все осужденные по статье 58 были фактически невиновны) являются демагогией, они явно пристрастны и нелогичны.
"Почему-то наши либералы, антисталинисты и "обличители" заявляют, что сталинский режим, с одной стороны, был преступен, а с другой стороны, что при этом никто с ним не боролся (все якобы были осуждены незаконно – прим. Накануне.RU). Это весьма странно и наводит на какие-то подозрения", – сказал эксперт.
Вызывают подозрения и идеи некоторых близких к проекту спикеров, участвующих в пресс-конференции по случаю открытия мемориальных табличек в Екатеринбурге.
Так, замдиректора по научной работе "Ельцин-центра" Никита Соколов задался вопросом: "а современная Россия по-прежнему готова считать врагами народа тех, кто реально боролся с советской властью и не был затем реабилитирован?". Сам он "в этом не убежден".
"Речь идет о диссидентах 1940-х, 30-х годов, которые входили в реальные боевые группы и не были реабилитированы, хотя ничего не совершили, это "власовцы" – большая общественная проблема. Давайте подумаем, наконец, если появится запрос на установление мемориальной таблички для такого человека, то что мы будем делать?" - сказал замдиректора по научной работе "Ельцин-центра", пояснив, что "если мы, "Последний адрес", получим соответствующую заявку, то начнем дискуссию на этот счет".
Соколова дополнил и Сергей Пархоменко, который заявил, что среди тех, кого "абстрактно называют общеупотребительными словами – фашистами и коллаборационистами, – есть много разных случаев", и каждого из них надо рассматривать индивидуально.
"Часть огромной категории людей, которую вы перечислили, и которая была огульно и несправедливо осуждена, тоже должна получить свою память", – ответил он в ответ на замечание председателя общественного движения "Суть времени" в Екатеринбурге Артемия Брусницына о недопущении какого-либо оправдания сторонников Гитлера. Вместе с тем он подчеркнул, что резких движений проект делать не будет, взвешивая всё на "документальных весах".
По мнению экспертов, такое внимание к коллаборционистам может быть вызвано тем, что те, кто оглашают эти идеи, вероятно, отождествляют и самих себя с власовским движением.
"Это категорически недопустимо (ставить вопрос о реабилитации власовцев - прим. Накануне.RU). Такое предложение, насколько я понимаю, в корне противоречит недавно принятому закону, запрещающему реабилитацию преступлений нацизма, поскольку сторонники Власова совершали явные преступления и оказывали пособничество Гитлеру. Если эти люди готовы славить власовцев, то они показывают, что отождествляют себя с власовским движением и являются врагами нашей страны", – заявил историк Игорь Пыхалов.
Перестать плевать в своё прошлое предлагает известный блогер, член Общественной палаты Свердловской области Сергей Колясников. Он считает, что России давно пора перестать выискивать черные пятна в своей истории и "посыпать голову пеплом", а события первой половины XX века стоит рассматривать в историческом контексте тех лет.
"Нужно отходить от порочной практики гнобить самого себя. То, что сегодня кажется диким, тогда могло оказаться жизненно необходимым. Те же Соединенные Штаты постоянно снимают героические фильмы о своём прошлом, а у нас принято почему-то себя гнобить. Однако по сравнению с Европой и США у нас было куда меньше чёрных и кровавых страниц. Если приводить реальные цифры, а не фальсификации о "десятках миллионах репрессированных", то в сравнении с колониальной практикой Европы и США они покажутся очень унылыми, ими очень неудобно размахивать", – отметил он.
Депутат заксобрания от КПРФ Вячеслав Вегнер считает, что за установкой мемориальных табличек стоит "белоленточная сволочь, возглавляемая некоторыми политологами, которые кормятся от Госдепа". А главной проблемой акции, по его мнению, является то, что невиновные жертвы политических репрессий равны между собой, и выделять здесь кого-то одного, забывая другого, – это "пляска на костях".
"Чем интеллигенция лучше рабочих, пострадавших точно так же от репрессий?" – задается вопросом депутат.
Несмотря на то, что представители проекта "Последний адрес" заявляют о всеобщем одобрении гражданами их инициативы, из 1,5 тыс. имеющихся по всей России заявок организации удалось реализовать лишь около 300. А из Екатеринбурга, по словам Сергея Пархоменко, за всё время поступило лишь десять просьб повесить мемориальную табличку.
Инициативная группа, которая занимается согласованием установки табличек, на Урале сформировалась после серии мероприятий в "Ельцин-центре". Как отметила председатель екатеринбургского отделения "Мемориала" Анна Пастухова, ранее в городе не удавалось сформировать "развенчивающий репрессии" коллектив, поскольку просто-напросто не хватало людей, которым хотелось бы всем этим заниматься. По её словам, "через год в Екатеринбурге подобных табличек должно быть много".
Екатеринбург стал 21-ым в России городом, в котором размещаются мемориальные таблички движения "Последний адрес".
В среду, 10 августа, в 17.00 первые три таблички проекта "Последний адрес" появятся на доме № 9 по улице Гоголя. В этом доме в 1930-е годы жил со своей семьей экономист Андрей Павлович Збыковский.
Еще одна табличка в 18.00 появится на фасаде дома № 19 по улице Шейнкмана в память о физике Семене Петровиче Шубине.
В 19.00 две таблички "Последнего адреса" будут установлены по адресу улица Челюскинцев, 1 с именами Бориса Константиновича Алексина и Яна Томашевича Дроздзевича, работавших руководителями на железной дороге.
Общественник Сергей Колясников подчеркнул, что репрессии нельзя оценивать "скопом", нужно смотреть конкретные уголовные дела.
"То, что некоторые были оправданы – да, это тёмная страница истории, но, на мой взгляд, это не повод увешивать всё этими табличками. К тому же очень часто случались моменты, когда "невинно осужденный" оказывался осужденным вполне себе справедливо. Поэтому и каждое дело нужно рассматривать отдельно. Ведь бывало, что не за "три колоска" осуждали человека, а за конкретные уголовные преступления", - заключил Сергей Колясников.