Итоги прошедших на днях в Баку трехсторонних переговоров России, Азербайджана и Ирана вызвали большой ажиотаж в китайской прессе. Так, сайт "Хуаньцю ван" (Global net) сообщает даже о том, что три эти страны договорились о "строительстве нового Суэцкого канала". Со ссылкой на иранскую прессу сообщается о том, что стороны пришли к окончательному соглашению о строительстве транспортного коридора Север-Юг (NSTC) общей длиной 7200 км, который предоставит прекрасные возможности для доставки товаров из Ирана, Индии и других стран в Европу.
Как отмечает издание, и в России, и в Иране, и в Азербайджане экономика сильно зависит от экспорта нефти и, с падением цен на неё, начавшимся в 2014-м, все три страны стали испытывать трудности. Создание транзитного транспортного коридора может стать существенным стимулом к развитию внешней торговли в регионе, передаёт корреспондент Накануне.RU. Проект транспортного коридора был разработан ещё в 2000 году. Он должен начаться в индийском Мумбаи, который судоходным сообщением через Аравийское море связывается с иранским портом Бендер-Аббас. Далее, через Азербайджан и акваторию Каспийского моря, грузы отправляются в Россию на Москву и далее до Санкт-Петербурга, где открываются возможности для их скорейшей отправки в страны Северной Европы.
В настоящее время доставка грузов морем из индийского Мумбаи в российский Санкт-Петербург через Суэцкий канал занимает в среднем около 40 дней, а новый транспортный коридор, как ожидается, сократит это время до двух недель.
Особо отмечается, что, помимо выгоды для стран, непосредственно участвующих в проекте, иранские должностные лица считают, что коридор, связывающий Южную и Центральную Азию через Россию с Северной и Западной Европой, может стать элементом китайской стратегии "Одного пояса - одного пути", подразумевающего, среди прочего, строительство транспортной инфраструктуры в этой части Евразии.
Сайт "Фэнхуан синьвэнь" обращает внимание на то, что для реализации проекта потребуются немалые финансовые вложения.
Вероятно, как считают китайские аналитики, потребуется создание акционерного общества с последующим размещением ценных бумаг на ведущих мировых биржах. Интересно, что при обилии упоминаний "второго Суэцкого канала" в китайской прессе отсутствуют намеки на желание Пекина кредитовать этот проект, например, по линии банка БРИКС или же Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. На самом деле, перспективный транспортный коридор NSTC сомнителен как подспорье Шёлковому пути, так как не проходит через территорию КНР. Кроме того, он открывает путь в Европу индийским товарам - основным конкурентам китайских. В-третьих, реконструкция портов в Аравийском море по линии NSTC создаст конкуренцию китайским проектам по выходу в Индийский океан. В последнее время Китай построил глубоководный порт в бирманском Ягоне и строит гавань и базу ВМФ в пакистанской Гвадаре. Эти два порта могут быть связаны железными и шоссейными дорогами с Китаем, что даст Пекину доступ в Индийский океан в обход Малаккского пролива. Однако нестабильная внутренняя ситуация в Пакистане и Мьянме не даёт пока в полной мере реализоваться сугубо китайским проектам. А отправка транзитных грузов через уже работающие порты и относительно стабильный Иран усилит позиции Индии в намечающемся геополитическом противостоянии с КНР.