Депутаты торопятся существенно доработать законодательную основу реформы ОСАГО, предусматривающей приоритет ремонта транспортного средства над выплатами при наступлении страхового случая. Центробанк подготовил поправки к законопроекту, одобренному Госдумой в первом чтении в декабре 2016 года. В случае их принятия закон по плану должен заработать уже с 1 марта 2017 года. Предложения регулятора и других участников рынка рассмотрели сегодня на круглом столе комитета ГД по финансовому рынку. Идея натурального возмещения продвигается чиновниками, однако ряд экспертов полагают, что с введением новых правил следует повременить, поскольку рынок не сможет столь оперативно адаптироваться к новым условиям, это будет "миной замедленного действия". Подробности - в материале Накануне.RU.
Необходимость реформирования рынка ОСАГО объясняют сверхвысоким коэффициентом комбинированной убыточности страховых компаний в трети регионов страны. Связывают такие показатели и с тем, что автоюристы, активно применяя закон о защите прав потребителей, начали зарабатывать на таких услугах. По оценкам, которые озвучил глава профильного комитета Анатолий Аксаков, рынок подобных услуг в 2016 году составил до 17 млрд руб. "Многие страховые компании в этих условиях не готовы были работать и готовы были сдать лицензии. Встал вопрос о нахождении формулы решения этой проблемы. Возникло предложение заменить денежные выплаты на натуральную форму возмещения ущерба, который несет владелец автотранспортного средства. Мы приняли закон 14 декабря в первом чтении. Идет работа над вторым чтением. Было несколько дискуссий по доработке этого законопроекта. Нам важно ко второму чтению принять закон, который не просто максимально защитит граждан, получивших полис ОСАГО и попавших в ДТП, но сделать так, чтобы граждане от этого новшества выиграли, а не проиграли. Для этого необходимо прописать нормы, которые позволят расширить возможности получения соответствующих услуг", - прокомментировал Аксаков.
Он напомнил, что первоначальный проект закона подвергся жесткой критике.
Ряд предложений по совершенствованию реформы ОСАГО внес Центробанк России. Так, выражая позицию регулятора, зампред ЦБ Владимир Чистюхин отметил, что Банк России принципиально поддерживает данный законопроект, но с существенными изменениями, связанными с усилением защиты прав потребителей на рынке ОСАГО.
Поправками предполагается, что страховщик будет заключать договор со станцией технического обслуживания (СТО) для осуществления ремонта, а потребитель будет выбирать те СТО из перечня, предложенного страховщиком, на которых он предпочел бы отремонтировать свое транспортное средство. Таким образом, у потребителя появляется право на выбор станции из предложенного перечня, уточнил чиновник.
Страховое возмещение, согласно закону, будет осуществляться преимущественно в натуральной форме за исключением ряда случаев, установленных законом. Так, денежные средства будут выплачиваться в случае полной гибели транспортного средства, если стоимость ремонта превышает максимальный размер выплаты - 400 тыс. руб., а также если страховщик не может организовать ремонт на выбранной страхователем СТО. Кроме того, ущерб по ОСАГО может быть возмещен деньгами, если страхователь настаивает на денежной выплате, и спецкомиссия при Российском союзе автостраховщиков удовлетворит это заявление. "Это так называемые тяжелые жизненные обстоятельства - причинение тяжкого вреда здоровью или смерть владельца транспортного средства или членов его семьи. Формулировки здесь можно уточнить", - сказал Чистюхин.
Выплата деньгами также может быть изначально предусмотрена в договоре между страховщиком и страхователем.
Банк России новыми поправками в законопроект также предлагает увеличить срок гарантии на ремонт автомобиля до шести месяцев. В первой редакции законопроекта предлагалось два месяца гарантии. "Если потерпевший недоволен ремонтом, то он направляет свою претензию страховщику, и тот в течение 10 дней принимает решение об удовлетворении претензии или отказе", - отметил зампред ЦБ. Поправки устанавливают и максимальный срок ремонта транспортного средства - он не должен превышать 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней. В случае нарушения сроков ремонта предполагается штраф в размере 0,1% от полной стоимости ремонта.
Прописал регулятор в поправках и максимальное расстояние до станции техобслуживания - не дальше 50 км от населенного пункта.
В свою очередь директор департамента финансовой политики Минфина Сергей Барсуков рассказал, что Минфин внес свои поправки к законопроекту в правительство 29 декабря 2016 г. Они были согласованы Министерством экономического развития, Минюстом и Центробанком. "В ближайший понедельник будет комиссия по законопроектной деятельности. Есть надежда, что на это заседание можно будет вынести данные предложения. После проведения комиссии появятся официальные поправки правительства РФ", - добавил он. Барсуков подчеркнул, что предложенные поправки необходимо принять как можно скорее, учитывая негативные эффекты, которые сформировались на этом рынке в некоторых регионах России - с 1 марта 2017 года.
Глава РСА Игорь Юргенс считает целесообразным закрепить законодательно поправку о том, что выбор потребителем станции техобслуживания должен осуществляться из перечня, предложенного страховой компанией, поскольку страховщик несет ответственность за качество ремонта и его срок. "Если страхователь выбирает СТО сам, то тогда мы не можем нести ответственность, так как это вне компетенции страховщика", - прокомментировал он.
Кроме того, подумать, на его взгляд, стоит и над реализацией пункта о создании комиссии по тяжелым жизненным обстоятельствам на базе РСА. По мнению Юргенса, 20 дней, отведенных поправками на регулирование ситуации, недостаточно, поскольку эксперты Союза не смогут за это время понять все обстоятельства человека, претендующего на денежные выплаты, а критерии "тяжелых жизненных обстоятельств" нигде на данном этапе не описаны. Эти коллизии могут повлечь довольно значительные траты, добавил он.
Координатор движения "Общество синих ведерок" Петр Шкуматов поддерживает идею замены денежных выплат на ремонт, но обозначил ряд замечаний, которые необходимо зафиксировать в законе. Он выразил мнение, что установленной поправками гарантии на ремонт сроком на шесть месяцев достаточно для восстановительного ремонта, но не для кузовного. По его мнению, гарантия на покраску автомобиля должна действовать минимум 1 год. Также незначительным Шкуматов считает размер неустойки за нарушение сроков ремонта транспортного средства. "Штрафные санкции в 0,1% - это ничтожные деньги и позволят относительно недорого затягивать сроки ремонта, автовладелец не может на это повлиять. Даже 1%, который мы просим установить, и то позволит нарушать сроки в законе", - сказал он.
Опасения относительно срока вступления закона в силу в случае его принятия выразили ряд участников рынка. Так, глава Национального автомобильного союза Александр Романович заявил, что введение закона с 1 марта приведет к коллапсу на рынке автострахования. В этой связи было предложено апробировать действие закона на одном из регионов России, а затем тиражировать практику на остальные субъекты федерации. Мнение разделила и представитель федеральной сети автосервисов. Она напомнила, что в 2015 году было зафиксировано 2 млн 600 тыс. страховых случаев. Таким образом, в среднем не менее 4 тыс. автосервисов должны быть подготовлены к марту 2017 года, что, по ее словам, маловероятно.
Ряд депутатов выразили мнение, что с принятием закона "о натуральном возмещении" ОСАГО стоит повременить и более тщательно изучить проблемы. В частности, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов выразил мнение, что закон спровоцирует рост тарифов по полису ОСАГО. В действенности закона усомнился и член комитета ГД по финансовому рынку Мартин Шаккум: "Это решение напоминает попытку правой ногой левое ухо чесать. Благое дело - восстанавливать полностью автомобиль, вот только если мне объяснят, за какие средства это будет делаться… Принимая это решение, мы закладываем мину замедленного действия под этот рынок", - резюмировал народный избранник.