В последнее время в Екатеринбурге участились случаи, когда скорая медицинская помощь с большой временной задержкой приезжает по вызовам граждан. Люди активно пишут об этом в социальных сетях, бывает, что такие случаи, по их словам, заканчиваются в итоге летальным исходом. Между тем, врачи поясняют, что задержка связанна с загруженностью из-за сезонной заболеваемости граждан гриппом и ОРВИ, а также они пояснили различия экстренной помощи и неотложных вызовов, при которых существуют "разные временные нормы", передает корреспондент Накануне.RU.
По словам главного врача станции "Скорой помощи" Екатеринбурга Игоря Пушкарева, вот уже второй год подряд высока сезонная заболеваемость гриппом и ОРВИ, подъем приходится на праздничные дни. Почти 3 тыс. обращений поступило только за 1 января текущего года, что побило рекорд. Как рассказал он в эфире местного ТВ, нагрузка на бригады скорой помощи в это время просто колоссальная. "В этом и прошлом году нам помогли отделения неотложной помощи городских поликлиник, которые работали с 8 утра до 22 часов, обслуживая вызовы по неотложным поводам, то, что связано с острой респираторной патологией: высокие температура, кашель и т.д. А скорая помощь была призвана оказывать экстренную медицинскую помощь при жизнеугрожающих ситуациях", - рассказал он.
Как отмечали в управлении Роспотребнадзора по Свердловской области, только за первую неделю этого года зарегистрировано 17,3 тыс. случаев заболевания гриппом и ОРВИ, это на 42 % больше прошлогоднего. Из них более 11 тыс. случаев - в Екатеринбурге.
Работу же скорой помощи якобы "затрудняли" в новогодние праздники так называемые непрофильные вызовы. "Любой ресурс можно использовать толково или бестолково. Если скорая помощь будет ездить на каждую царапину, не хватит и 200, и 300, и 400 бригад. Процентов 18 каждые сутки это был вызов не для скорой медицинской помощи", - жаловался Пушкарев.
Он также пояснил различия экстренной помощи и неотложных вызовов. "Законодательно регламентировано, если экстренный повод, если есть угроза жизни (потеря сознания, нарушение дыхания, сердечный приступ, инсульт), скорая помощь должна прибыть через 20 минут. 23 минуты по итогам праздников у нас получилось на экстренные вызовы. У неотложной помощи нет ограничений. Мы для себя приняли временной промежуток в 2 часа, но с такой огромной обращаемостью, когда вызовов принято в 1,5 раза больше, чем в обычные дни, мы не всегда укладывались, были задержки в 3-4 часа", - рассказал он.
Один из таких случаев произошел в декабре 2016 года. Известный екатеринбургский ресторатор Евгения Левандовская обвинила врачей скорой помощи в том, что они слишком долго едут на вызовы. По ее словам, бригаду медиков приходится ждать по несколько часов, а когда ее бабушка упала и сломала ребро, при этом было подозрение, что кость проткнула легкое, ожидание достигло 4 часов 15 минут. Подняться пожилая женщина не могла, а родственники боялись переносить ее, чтобы случайно не навредить. Между тем, скорая помощь не могла добраться до них несколько часов. В итоге бабушку спасти не удалось.
Как пояснил Пушкарев, вызов поступил, якобы сообщалось, что бабушка упала 4 дня назад и что-то у нее все болит. "Как Вы считаете, диспетчер может определить - это острая травма или хроническая травма, которая произошла 4 дня назад? Естественно, при таком вале вызовов, когда есть дорожно-транспортные происшествия, инсульты, инфаркты, старая 4-дневная травма, на которую никто не обращал внимания - срочность вызова отодвигалась по мере поступления вызовов. Не через 4,5 часа, а через 2 часа 37 минут скорая помощь прибыла, бабушка была госпитализирована", - рассказал он.
Еще один случай произошел в Екатеринбурге накануне. У одного из жителей города произошел затянувшийся приступ бронхиальной астмы.
"Вчера у меня был очередной затянувшийся приступ бронхиальной астмы. Время доезда скорой по официальным данным 20 минут, до меня в Екатеринбурге скорая ехала 2 часа! И то доехала лишь после того как я попросил вмешаться помощника мэра Екатеринбурга Степана Чиганцева, за что ему земной поклон. По приезду мне заявили, что могли бы ехать еще минут 40, так как были более актуальные вызовы! Я так полагаю, что я в этот вечер не умер лишь потому, что умер кто-то другой. Меня мутит от этой мысли и только начальникам минздрава бодро отчитывающихся об очередных "победах" по фигу. Сразу предупрежу тех, кто начнет за эту вероятную смерть критиковать меня - я вызываю скорую редко, справляюсь обычно сам, но у меня по астме две клинические смерти за плечами, и понятно, что я не всегда могу справиться сам", - поделился он на своей странице в одной из социальных сетей.
Не спешат екатеринбургские медики даже к ветеранам Великой Отечественной войны. Руководитель общественной организации "Май" Гузель Аиткулова рассказала Накануне.RU, что в ноябре 2016 г. к ветерану Петру Санталову врачи добирались около 2,5 часов.
В пресс-службе горздрава также пояснили, что по регламенту, если ситуация экстренная, бригада скорой помощи должна приезжать в течение 20 минут. Это касается случаев, когда есть угроза жизни человека (приказ Минздрава №388н "Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи"). Однако если диспетчер, принимающий вызов, решает, что вызов неотложный, а не экстренный, врачи могут приехать в течение нескольких часов.
Напомним также, что несколько лет назад глава Екатеринбурга Евгений Ройзман высказывался о том, что выезды "скорой" "в холостую" нужно сократить. "А то приехали, а там сопли текут", - говорил "экономный" мэр города.