Новости
Федеральное СМИ увидело угрозу создания "таежного халифата" в "тюменской матрешке"
Общество | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Уральский ФО

В нефтегазовой "тюменской матрешке" может появиться "сибирский халифат". Жители стран Средней Азии, притом не всегда хорошо образованные, укоренившись в западно-сибирских городах, постепенно "растворили" в себе местное население. Серию репортажей о межнациональных отношениях в "большой Тюменской области" сделал спецкор "Комсомольской правды" Дмитрий Стешин.

Только с января по июнь этого года в Тюмени и Ханты-Мансийске на миграционный учет встала 191 тыс. мигрантов. Примерно столько же приезжало в прошлые годы. С учетом нелегальной миграции и общей численности населения области и округов в 3 млн 500 тыс. человек ситуация становится очень серьезной, если не угрожающей. При этом одна из причин массового появления в "сложносочиненном" регионе – в зарплатах в бывших республиках СССР.

"Мы косвенно спонсируем нежелание и невозможность республик Средней Азии платить нормальные зарплаты госслужащим. Мне это подтвердила в Тюмени общественница из киргизской диаспоры Каназада Сманова. Оказывается, в частном бизнесе и в торговле разницы в зарплатах между Тюменью и Бишкеком практически нет. Она сказала: "Очень мало платят на государственной службе. Вот врачи – ставка 15 тыс. руб. В других местах еще меньше. Мне пишут: "Дорогая, помоги устроиться, не могу детям образование дать"". Если государственные зарплаты поднимутся, то и смысла куда-то ехать не будет. Но в ближайшее время такого не будет, нет на это никаких надежд. Так что, скорее всего, переедут многие", – рассказал глава тюменского миграционного центра Валерий Калалб.

Вывод о том, что процесс переселения народов здесь зашел слишком далеко, автор делает из того, что в Тюмени начали строить крупнейший в Сибири миграционный центр.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Проблемой становится присутствие радикальных приверженцев ислама в мечетях автономных округов.

"В Ханты-Мансийск пришли-приехали все. Но татары и башкиры в основном на месторождениях: утром уехали, через две недели приехали. И захотели бы они прийти в мечеть, да не могут. Некогда. А кто остается в городе? Узбек-таджик-маджик и братья с Кавказа", – считает муфтий Центрального духовного управления мусульман Ильдар Зиганшин.

Опасны и представители "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" (террористическая организация, запрещена в России), цель работы которых – взять под контроль не только духовную, но и политическую жизнь в нефтегазовой житнице России.

""Хизбы" страшнее ваххабитов. Это структура политическая, и задачи у них политические. Режим у них вольнее: где-то даже наркотики можно употреблять. Я уверен, они до сих пор работают, только пока не светятся. У них конспирация была хорошо построена, в "открытую" ничего не делали, не общались и не встречались. Все разбиты на пятерки: если кого "взяли", с ним сразу общение прекращали. И задачи у них были серьезные: "проникать в органы госвласти и в аппарат нефтехима"", – размышляет о ситуации в "матрешке" сотрудник ФСБ.

При этом отдельного внимания заслуживает Ямал и Новый Уренгой. В 2013 г. там был сложный межэтнический эпизод с местной мечетью. Тогда, как утверждается в материале "Комсомолки" силовики заявили, что закрывать ее не стоит: будет потеряно место, где можно ловить преступников.

"Сибирский регион в ближайшее время будут раскачивать с помощью "исламского фактора", и раскачивать очень серьезно. Особенно на фоне национальных претензий со стороны сибирских татар и миграции из исламских стран. Звоночки видны невооруженным глазом", – описывает стоящие перед обществом угрозы офицер.

Дмитрий Стешин в "КП" рассказывает, что "звоночком" является и то, что некоторые силовые структуры на 80% состоят из мусульман.

Другая сторона проблемы – "бытовые", городские условия жизни, когда магазины, кафе, инфраструктура – сплошь "для приезжих". В одном из микрорайонов Сургута – три десятка кафе-халяль, банкетные залы "махачкала-стайл", чечено-ингушский культурный центр с неоновой вывеской "Вайнах". Вблизи сияют сквозь метель золотые купола центральной мечети. Особое внимание журналистов привлекло "ограбление" Югры – в лес под Сургут приезжали целые автобусы мигрантов, забирали урожай шишек, пишет "КП".

"Шишка пошла. Ее мало в этом году, а шишка – людям серьезное подспорье. И тут смотрим, на опушке опять автобусы стоят, десяток! Рейсовые! Наши мужики схватились за стволы, и туда. Начали стрелять, хорошо, что у них карабины охотничьи, нарезные, не дробь или там картечь: никого не задели, только попугали, разогнали. А как? Не рассчитан наш бор и болота на такой поток людей. Тем более, если все до дна выгребать такими толпами. Мне отец в детстве говорил: помяни мои слова, в каждой деревне мечеть стоять будет", – рассказал изданию краевед Юрий Березкин.

Эксперты отмечают, что силовики активизировались после 19 августа, когда семеро жителей ХМАО-Югры стали жертвой резни. После этого проверили всех, кто нанимается работать охранником, но этого мало.

Впрочем, не все считают, что проблемы межнациональных отношений в нефтегазовой житнице страны усугубляются.

"Ситуация в большой Тюменской области сложная, но уже не настолько, как 10-15 лет назад. Во-первых, с ваххабитами стали бороться вплоть до закрытия их мечетей, как это было в Новом Уренгое. Там имамом был некий Исомитдин Акбаров, бежавший из Узбекистана, его разыскивали за терроризм. Это не помешало ему получить российское гражданство. Мечеть эта быстро стала ваххабитским центром, притом чуть ли не всероссийского масштаба... Ваххабитский муфтият на Ямале, где имамы подрывались на своих же бомбах прямо в мечетях, разогнали. На имамов-традиционалистов давно не нападали, уже лет пять не поджигали и не пытались взорвать их мечети. Что делать дальше? Продолжать работу", – комментирует религиовед, заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Роман Силантьев.

Нур-Усман, мечеть(2017)|Фото: Накануне.RU

Михаил Лукашкин