Новости
Наследница Петра Сажина: Наша задача — рассказать потомкам, как мы любим свою Родину
Общество | Уральский ФО | В России

В Екатеринбурге 20 июня прошла выставка спасённых скульптур Петра Сажина, передает корреспондент Накануне.RU.

"Сегодня мы собрались по достаточно интересному поводу. Фактически, у нас на руках здесь оказалось наследие одного из великих свердловских скульпторов", — сказал председатель ГК "В защиту исторического достоинства", лидер екатеринбургского отделения лево-патриотического движения "Суть времени" Артём Брусницын.

Артём Брусницын, Суть времени, В защиту исторического достоинства|Фото: Накануне.RU

Он отметил, что экспозиция содержит все работы мастера, которые удалось спасти со складов и мастерских Союза художников, находящихся на стадии расформирования.

"Здесь — памятник комсомолу Урала, памятник Павлику Морозову, которого уже не существует в нашем городе, различные эскизы. Всё это — уникальные материалы, достойные музейного хранения и экспонирования, — сказал Брусницын. — Поскольку у нас тут не музей, надолго оставить эту экспозицию здесь мы не сможем".

Татьяна Арбенева, Артём Брусницын, Сергей Санок, Вадим Егоров, выставка работ Петра Сажина|Фото: Накануне.RU

Председатель комитета подчеркнул, что мероприятие посвящено не только скульптору Сажину и его творчеству, но и шире — советскому художественному и культурному наследию, а также Екатеринбургу с его архитектурой и городской средой — тому, "что происходит с тем Свердловском, который был в советский период, когда и стал полноценным городом". Брусницын отметил, что советский период истории Екатеринбурга практически не представлен в городских музейных комплексах, в том числе в Музее истории Екатеринбурга.

Наследница Петра Сажина Татьяна Арбенева отметила, что скульптор "любил людей и был очень добрым, открытым человеком".

Татьяна Арбенева, выставка работ Петра Сажина|Фото: Накануне.RU

"Он их (людей, — прим.) чувствовал. Возможно, поэтому его скульптурные образы такие живые и до сих пор собирают большое количество людей у своих монументов, — сказала она. — И сейчас наша задача — рассказать потомкам, как мы любим свою Родину".

Далее Арбенева рассказала, как "много раз защищала" работы своего деда:

"В 2002 году я услышала, что Памятник комсомолу Урала, стоящий на Вознесенской горке, между Храмом-на-крови и Вознесенской церковью, хотят сносить или переносить в другое, неизвестно какое, место. Вспомнив слёзы деда, когда в перестроечные годы убрали памятник Павлику Морозову из одноимённого парка, я побежала и стала буквально стучаться во все двери".

По словам наследницы Сажина, первым, к кому она пошла тогда, был архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

"На мне тогда был чёрный платок. Владыка вышел и спросил: "Женщина, у вас кто-то умер?". Я сказала: "Дедушка. 5 лет назад. Не сносите памятник комсомолу Урала". Я объяснила, что это памятник молодому, здоровому поколению, несущему флаг своей страны, а не бутылку пива", — сказала Арбенева, добавив, что сегодня многие дети не знают, кто такие комсомольцы и пионеры.

Затем наследница скульптора высказала критику "Ельцин-центру", построенному в Екатеринбурге за 7 млрд бюджетных рублей:

"Почему сегодня все хотят помочь нам написать нашу историю, что мы наблюдаем, например, в "Ельцин-центре"? Кто её может знать лучше нас? А почему в "Ельцин-центре" не говорят о наркомании в 1990-е годы, от которой полегли миллионы наших сограждан?"

Профессор, заведующий кафедрой градостроительства Уральского архитектурно-художественного университета Сергей Санок отметил, что каждое время рождает не только своих людей, но и свои взгляды, в соответствии с которыми происходит перестройка окружающей действительности.

Сергей Санок, В защиту исторического достоинства, выставка работ Петра Сажина|Фото: Накануне.RU

"Нехорошие большевики, говорят сейчас, вспоминая, как в 1918 году, в соответствии с ленинским декретом о пропаганде, уничтожались, сносились все памятники — всё то, что символизировало царский режим и его наследие. Нельзя так, говорят сегодня власти, а сами потихонечку делают то же самое. Однако мы забываем, что такое происходило во все времена, во всех народах. К сожалению, это свойство человека — вернее, тех людей, которые, попадая на верх человеческого общества, олицетворяют власть и её идеологию".

Санок подчеркнул, что искусство Петра Сажина — это продукт советской эпохи и советской идеологии.

"Оно (искусство, — прим.) помогало жить людям и олицетворяло то время и те идеи", — сказал он.

По мнению профессора, сохранение городской среды возможно, только если горожане будут активно выступать за сохранение своей истории в том или ином виде.

"Исчез Екатеринбург XVIII века, а ведь он был насыщен разными памятниками. Исчез Екатеринбург XIX века, Свердловск 1920-х и 1930-х годов. Это своеобразный объективный процесс, и прекратить его или каким-то образом сделать его не столь разрушающим могут только горожане, которые объединятся для противостояния стиранию наследия прошлого", — заключил Санок.

Пётр Сажин, скульптуры Петра Сажина|Фото: Накануне.RU

Пётр Сажин, скульптуры Петра Сажина, памятник комсомолу Урала, Ленин|Фото: Накануне.RU

Пётр Сажин, скульптуры Петра Сажина|Фото: Накануне.RU