Новости
Экспертное сообщество обсудило проект ВСМ - увидели много плюсов, поговорили о рисках
Экономика | Свердловская область | Челябинская область | Уральский ФО

Строительство высокоскоростной магистрали Екатеринбург – Челябинск может кардинально изменить жизнь двух регионов. Так посчитали участники заседания ассоциации экспертных клубов Уральского федерального округа, прошедшего накануне в свердловском Доме журналистов. Как передает корреспондент Накануне.RU, обсуждение было содержательным, спикеры оценили и положительные стороны, и возможные риски проекта ВСМ.

Презентация ВСМ для широкой аудитории состоялась в Екатеринбурге в рамках проведения промышленной выставки "Иннопром". На экспертном собрании о проекте рассказали генеральный директор "Корпорации развития Среднего Урала" Сергей Киселев и генеральный директор компании "Уральская скоростная магистраль" Сергей Бревнов.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Сейчас проект находится на этапе определения размера инвестиций и схемы финансирования. Предполагается, что поезд будет двигаться со скоростью 300 км/ч, время в пути составит 1 час 10 минут, длина путей 220 км. Прогнозируемый пассажиропоток – 2 млн 150 тыс. человек. На маршруте будет не более 6 остановок.

Вице-губернатор Свердловской области Александр Высокинский, курирующий проект со стороны своего региона, высокоскоростную магистраль считает одним из самых адекватных и эффективных инструментов для развития двух субъектов РФ и всего Урала: "Города, как магниты, притягиваются друг к другу, челябинские представители работают на рынке Екатеринбурга, происходит объединение экономических систем. Мы должны действовать и разрабатывать этот проект вместе".

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Накануне.RU

Заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров, курирующий проект ВСМ от южноуральской стороны, полагает, что перспективы проекта очевидны: "За рулем по скользкой трассе или в комфортном вагоне с чашкой кофе? Современный человек выбирает комфорт".

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Накануне.RU

Представители экспертного сообщества солидарны в том, что объединение в агломерации – эффективный инструмент развития территорий. Как отметил замглавы администрации губернатора Свердловской области Вадим Дубичев, процесс объединения регионов идет уже давно, людям для сотрудничества не нужны официальные решения властей, сейчас следует упорядочить этот процесс, ускорить и извлечь из него максимум выгоды.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Накануне.RU

Но, кроме позитива, эксперты видят и возможные риски.

По словам челябинского политолога Андрея Лаврова, проект агломерации ставит вопрос о распределении налогов и сохранении самостоятельности городов. Каждый регион, а по большому счету и муниципалитет, должен четко представлять, что принесет ему этот проект. По мнению Лаврова, челябинские элиты, в том числе представители науки и творческой интеллигенции опасаются поглощения свердловскими коллегами. Будет ли пространство для реализации? Сохранится ли статус, в том числе вузов и кафедр, будут ли престижны учебные заведения или молодежь уедет учиться в Екатеринбург? Такие вопросы жителей требуют ответов.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Накануне.RU

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Накануне.RU

Руководитель Уральского отделения ФоРГО Анатолий Гагарин, выступивший модератором прошедшего заседания Ассоциации экспертных клубов, отметил, что проблему нужно решать и безотлагательно и системно с учетом всех социокультурных, мировоззреченческих, идеологических нюансов. Эксперт напомнил, что "городская агломерация" – это уже сегодняшняя реальность. "У нас есть опыт работы с представителями разных социальных групп, формирующими общественное мнение, в процессе работы над проектом "Большой Екатеринбург", и нам удается преодолевать скептицизм и неверие в судьбу проекта, изучая возможности городов-участников, синергетический эффект и осмыслять контуры будущей агломерации", – подчеркнул Гагарин.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Накануне.RU

Все существующие риски требуют не только более подробных кабинетных расчетов, но и серьезной работы по популяризации проекта. Убедить в целесообразности и эффективности строительства ВСМ предстоит не только инвесторов, но и население. Кураторы уверены, что проект нужно продвигать, привлекая не только экономистов, но и экспертное сообщество. Анализ всех рисков поможет избежать ошибок и достичь максимального эффекта и пользы для каждого региона.