На Южных Курилах побывала группа из 70 японских правительственных чиновников и бизнесменов. Как заявил министр иностранных дел Японии Фумио Кисида, состав делегации предварительно согласовывался обеими сторонами. Возглавил делегацию Эйчи Хасегава – специальный советник премьер-министра Японии Синдзо Абэ. По данным пресс-службы губернатора Сахалинской области, в ее составе представители 32 частных компаний, государственных и муниципальных структур: сотрудники аппарата японского правительства и губернаторства Хоккайдо, министерств иностранных дел, экономики, торговли и промышленности, труда и благосостояния, здравоохранения, сельского, лесного и рыбного хозяйства, инфраструктуры, транспорта и туризма, а также ряда учреждений, ассоциаций и общественных организаций.
Японские гости на минувшей неделе в течение пяти дней посещали острова Кунашир, Итуруп и Шикотан. На специально арендованном судне они пришли из порта Немуро на Хоккайдо и начали своё турне с Кунашира. От российской стороны на Курилы прибыл губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко.
По данным, предоставленным пресс-службой губернатора Сахалинской области, японская делегация совместно с представителями сахалинского правительства в Южно-Курильском районе посетила ряд строек, объектов транспортной инфраструктуры, рыбной отрасли, энергетики, здравоохранения, розничной торговли, а также туризма.
Визит начался с осмотра портовых сооружений острова Кунашир. Причальные комплексы острова нуждаются в модернизации. Построенные в конце 1990-х гг. пирсы позволяют принимать только небольшие рыболовецкие и гражданские суда. Глубина у них не позволяет принимать корабли с большой осадкой. Некоторые пирсы частично разрушены. Предлагается отремонтировать их и вынести дальше в море. Власти Сахалинской области предложили представителям бизнес-миссии поучаствовать в проектировании и строительстве подобных объектов. Модернизация морской гавани, по мнению регионального правительства, станет импульсом и для развития и других отраслей экономики. В частности, к берегам Кунашира смогут приставать круизные лайнеры, и в расчёте на будущий рост туризма российские предприниматели планируют построить гостиницы, для чего пытаются привлечь японских партнёров.
Кроме того, японская делегация посетила Южно-Курильский рыбокомбинат, производящий ежегодно порядка 30 тыс. т продукции, преимущественно замороженную рыбу. Комбинат располагает собственным флотом из 15 рыболовных судов, а также мощной базой для переработки биоресурсов. Около 90% её поступает на российский рынок, но предприятие заинтересовано и в различных формах взаимодействия с иностранными партнёрами и выходе на японский и европейские рынки.
Члены японской экспертной группы заинтересовались и развитием на Курилах новой отрасли – марикультуры, выращиванием морских биоресурсов в курильских бухтах.
Ещё одной сферой приложения совместных усилий предпринимателей двух стран является жилищное строительство. В Южно-Курильском районе планируется возвести 30 домов, или 46 тыс. кв.м жилья. Помимо этого, в рамках Курильской программы на ближайшую перспективу запланировано строительство арендных домов, зданий социальных учреждений, дорог и других инфраструктурных объектов. Губернатор Олег Кожемяко предложил представителям японских компаний участвовать в этой работе в качестве подрядчиков. Кроме того, планируется привлечь соседей и к модернизации дизельной электростанции на Кунашире.
Глава Сахалинской области заявил: "Мы обсуждали с японской стороной различные формы взаимодействия при ведении хозяйственной деятельности на Курильских островах. Это создание совместных предприятий или производств, использование японских технологий при строительстве или модернизации объектов инфраструктуры, инвестиции. Со стороны партнеров видим серьезный интерес к проектам, первые контакты дают возможность оценить потенциал двустороннего сотрудничества, найти его взаимоприемлемые формы".
Эйити Хасегава, в свою очередь, подчеркнул: "Сейчас – период накопления информации. Мы аккумулируем поступающие сведения, обсуждаем идеи различных бизнес-проектов и выслушиваем мнения".
Напомним, ранее в России уже составлялись обращения и собирались акции протеста в связи с опасениями, что совместное освоение Курил сулит утрату нашего суверенитета над островами. Один из организаторов протестных акций, секретарь ЦК Объединенной коммунистической партии (ОКП) Денис Зоммер в интервью Накануне.RU заявил: "Ситуация за последний год изменилась в глобально худшем смысле. Все эти законодательные акты, которые принимаются на уровне руководства страны, которые связаны с совместным использованием Южных Курил, являются основой для ползучей сдачи островов. И наличие там японского бизнеса и его попытки закрепиться – тому ещё одно подтверждение".
Как отметил политик, японцы и их союзники США спят и видят, чтобы эта территория в экономическом смысле, если не в политическом, была как можно ближе к Японии. Не стоит, по словам Дениса Зоммера, уповать и на заявления о том, что российский суверенитет можно будет защитить простым увеличением военной группировки в регионе: "Мы из исторического опыта знаем и другие ситуации – когда у России существовала своя военная база во вьетнамской Камрани и радиолокационная станция в Лурдесе на Кубе, они были сданы уже при нынешнем руководстве страны. Также история знает немало примеров, когда экономические выгоды разрушали целые страны, государства, разделяли братские народы и т.д. И если японский бизнес там укрепится, то рассчитывать на то, что острова не попадут под протекторат Японии, а значит, и США, не стоит. В любом случае это будет территория раздора, территория, где суверенитет России будет глубинным образом нарушен".
И главное, когда начинаются разговоры о том, что "японцы придут, порядок наведут", возникает вопрос – а что нам-то мешает сделать более выгодным экономическое использование этих территорий? Что мешает дать дотации российским бизнесменам, желающим заняться освоением островов?
"Этого же не происходит, а напротив, мы наблюдаем желание предоставить такие преференции для наших японских коллег. Очень острый для этих территорий вопрос коммуникации, но после заключения этих соглашений в одночасье стоимость проезда даже для местных жителей выросла примерно в полтора – два раза. То есть, создаются условия, чтобы люди постепенно оттуда уезжали. И, напротив, японские партнёры готовы даже выплачивать определённые суммы местным жителям, чтобы они могли оставить свои дома и переселиться на материк", – резюмировал Денис Зоммер.