Необходимость решения проблемы обманутых дольщиков ставит перед властями вопрос об ограничении института саморегулирования и восстановлении контроля за работой отрасли, в том числе за деятельностью страховых компаний. Об этом заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин в рамках парламентских слушаний по вопросам защиты прав дольщиков, сообщили Накануне.RU в пресс-службе Государственной думы.
Парламентские слушания, организованные профильными комитетами, прошли 3 июля в рамках подготовки ко второму чтению законопроекта Правительства о создании фонда дольщиков. В обсуждении правительственного законопроекта приняли участие депутаты, действующие участники долевого строительства, обманутые дольщики из разных регионов, представители Банка России, АИЖК, Министерства строительства и ЖКХ России.
"У нас была дана полная автономия в принятии решений, и это право было реализовано таким образом, что огромные деньги потеряли и обманутые дольщики, и стройиндустрия, наши застройщики. Те подходы, которые были реализованы, - с позиции передачи части полномочий к институтам саморегулирования, они привели к тому, что контроль был утрачен, и мы сейчас, в общем-то, возвращаемся к тому, чтобы контроль восстановить", - отметил Вячеслав Володин в ходе обсуждения.
В ходе слушаний неоднократно называлась цифра - 50 млрд руб., оказавшихся на счетах проблемных банков, их потеряли обманутые дольщики. Аналогичные вопросы ставились и о деятельности страховых компаний. Председатель Госдумы отметил, что страховые компании не решали задачи страхования, потому необходимо доработать законопроект о компенсационном Фонде дольщиков. Согласно тексту законопроекта, этот фонд будет компенсировать дольщикам средства, в случае невыполнения застройщиками своих обязательств. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов застройщиков, а также иных, не запрещенных законом поступлений.
Проект закона был принят в первом чтении, однако комитеты обратили внимание на серьезные недоработки законопроекта. В частности, это непрозрачность использования средств фонда, слабый контроль за его управлением, отсутствие механизма контроля за застройщиками. Также неясны требования к размеру отчислений в фонд.
"За прошедшие после рассмотрения законопроекта в первом чтении десять дней была проделана большая работа, и нам уже удалось договориться с Правительством по целому ряду позиций. Фонд будет создан в форме публично-правовой компании, а значит, подпадать под действия соответствующего федерального закона. Это означает прозрачное принятие любых решений, подконтрольность деятельности компании Счетной палате, проведение внутренних и внешних контрольных процедур. Мы также договорились о том, что привлечение застройщиков для достройки замороженных объектов будет проходить только через конкурсные процедуры. Однако, нам пока не удалось получить ответы на одни из самых главных вопросов – во-первых, сколько это будет стоить? И, во-вторых, - все ли застройщики получат доступ к этой гарантийной системе", - прокомментировал председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Все эти вопросы, по словам депутата, будут устранены в ходе совместной работы при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Но наболевшей и нетерпящей отлагательств для решения проблемой остается вопрос уже существующих участников рынка долевого строительства – граждан, перед которыми застройщики не выполнили своих обязательств. Для участия в парламентских слушаниях было приглашено 246 обманутых дольщиков из 18 субъектов РФ. По статистике Минстроя, их насчитывается более 2,5 млн человек по всей стране. Решить проблему дольщиков разом государство не может – нет необходимых 30 млрд руб. Поэтому в соответствии с распоряжением правительства, все регионы должны к 1 августа разработать "дорожные карты" – планы решения проблем обманутых дольщиков.
Для того, чтобы отслеживать, когда будет реально достроен тот или иной дом, Николай Николаев предложил использовать опыт работы по программе расселения аварийного жилья, ядром управления которой стала единая информационная система, где была указана подробная информация о каждом регионе, о каждом доме, где можно было увидеть все документы и фотографии аварийных объектов.
"И конечно, нам необходимо сформировать публичный реестр недобросовестных застройщиков – не просто перечисление компаний – банкротов, как это происходит сейчас. Важно в такой реестр помещать информацию о учредителях и руководителях таких компаний, чтобы впредь эти люди не могли работать на рынке долевого строительства и вновь привлекать средства граждан", - резюмировал Николай Николаев.
Председатель комитета-соисполнителя Анатолий Аксаков отметил, что создание Фонда не решит проблему дольщиков без участия банковской системы, средства дольщиков должны быть проиндексированы в соответствии с инфляцией и должен быть определен перечень надежных объектов для вложения средств Фонда.
Председатель комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская в ходе выступления заявила, что институт долевого строительства в стране в перспективе должен уйти в прошлое, его сменить должны приемлемые кредиты для застройщиков и покупателей.
"Стратегически мы должны думать о том, что это специфическое российские явление - долевое строительство с участием граждан - должно когда-то уйти в прошлое. Мне бы хотелось, чтобы это когда-то приблизилось, как можно быстрее, и чтобы они (застройщики) могли взять нормальный кредит на разумных условиях, изготовить некий продукт, а граждане могли бы с помощью тоже кредита - ипотечного или другого - приобрести это жилье. Тогда этой проблемы вообще не будет", - отметила депутат.
Министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень сообщил участникам слушаний об увеличении объемов строительства в три раза и остановился на новеллах законопроекта, а также рассказал о трех-этапной системе, внедряемой Правительством, для дольщиков: первый - с января 2017 действует требование о соответствии информации о застройщике рекламе; второй - с 1 июля 2017 вступили в силу требования к уставному капиталу застройщика о соответствии с объемами и площадями возводимого жилья; третье - защита дольщиков - создание Фонда. При этом министр особо отметил понимание в Минстрое требования депутатов о прозрачности формирования и использования средств Фонда.
Говоря о группах пострадавших граждан, министр сказал, что первая группа составляет более 30 тысяч пострадавших от СУ-155, 114 объектов недостроя. Вторая группа - более 45 тысяч человек в 69 субъектах Федерации и более 769 проблемных объектов. Министр сообщил, что почти половина граждан из этого реестра сосредоточена в 10 субъектах: Новосибирская область, Краснодарский край, Самарская область, Москва, Челябинская область, Татарстан, Московская область, Санкт-Петербург, Ростовская область, Омская область.