Эксперты не исключают интриги на выборах губернатора Свердловской области. По мнению политтехнологов, базовый сценарий избирательной кампании пока не определен. Все дело в "неопределенности относительно реальной конкуренции". Свежий аналитический обзор хода губернаторских кампаний в России опубликовало агентство "Минченко Консалтинг", передает корреспондент Накануне.RU.
Согласно ему, уровень конкуренции на выборах губернаторов по состоянию на начало июля в 2017 году средний. Он ниже, чем в 2015, но выше, чем в 2016 году. При этом, ситуация может поменяться по итогам регистрации кандидатов, поскольку в ряде регионов сильные оппоненты врио губернаторов сталкиваются с риском непрохождения муниципального фильтра. Такая ситуация среди прочих субъектов РФ сложилась и в Свердловской области.
"В случае нерегистрации сильных кандидатов с устойчивой базой поддержки, к таковым, в частности, можно отнести Евгения Ройзмана (глава Екатеринбурга, кандидат в губернаторы от партии "Яблоко", прим.) в Свердловской области, есть риск протестной переориентации их электората на одного из оставшихся в бюллетене оппозиционных кандидатов", - отмечают авторы исследования.
Кандидаты от непарламентских партий, по мнению экспертов, сохраняют локальное присутствие на губернаторских выборах, но в большинстве случаев их влияние в грядущей кампании номинально. Отсутствие собственной базы муниципальных депутатов и слабость партийного, а часто и личного бренда кандидатов в регионе заставляет их играть по правилам, установленным региональными властями. В составе списка кандидатов им отводится роль либо "вишенки на торте", пятого номера после четверки кандидатов – представителей парламентских партий, либо функция спойлера, который должен размывать голоса сильных оппозиционеров.
"В отдельных случаях малые партии используются политиками-оппозиционерами, у которых нет собственной партийной структуры. В таком случае они втягиваются в политическую игру уже против действующих региональных властей. Возможность самовыдвижения в большинстве субъектов РФ исключена", - говорится в отчете, при этом, авторы в качестве примера приводят Евгения Ройзмана.
Согласно прогнозу конкурентности губернаторской кампании в Свердловской области, по мнению экспертов, пока базовый сценарий не определен. Причиной стала неопределенность относительно реальной конкуренции, а ключевым фактором - борьба врио губернатора за поиск элитного консенсуса.
Также аналитики провели анализ оценки качества кампаний кандидатов в губернаторы по итогам опроса членов Комитета по политтехнологиям Российской Ассоциации по связям с общественностью. Врио губернатора Свердловской области, кандидат в губернаторы от партии "Единая Россия" Евгений Куйвашев в нем набрал 10 баллов. При этом, его отношения с федеральным центром эксперты оценили в четыре балла, отношения с местными элитами - в три, публичное позиционирование - также в три.
"Скорее потерял июнь, чем приобрел. Политический блок управления генерирует ненужные скандалы, в частности, вокруг фигуры Ройзмана. Врио идет по пути наименьшего сопротивления: в спарринг-партнеры выбраны слабые кандидаты от парламентских партий. Есть ожидание импульса федеральной поддержки от ежегодной выставки "Иннопром", - отмечают авторы исследования.
Потенциальный политический капитал Евгения Куйвашева на губернаторских выборах 2017 года эксперты оценили в 10 баллов, что означает - "оппонент, способный выиграть у инкумбента в первом туре". Кандидат на пост губернатора от парламентских партий повезло значительно меньше: капитал кандидатов от КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России" эксперты оценили в один балл, что означает "технический кандидат или шутник, не обладающий шансами значимо повлиять на распределение голосов".
"Что касается Ройзмана, то возможность прохождения муниципального фильтра полностью зависит от сделки в верхах - "наподобие той, которая позволила Алексею Навальному стать кандидатом в мэры Москвы в 2013 году". Кроме того, юридическая сторона процедуры выдвижения Ройзмана от "Яблока" все еще вызывает вопросы и может быть оспорена", - отмечают авторы исследования.
Добавим, что любопытной деталью, характерной для избирательной кампании именно в Свердловской области, стала активность telegram-каналов. Средний Урал в рейтинге активности каналов, по оценкам экспертов, занял первое место. При этом, к врио губернатора они в основном настроены критично.
"В фокусе критики чаще всего не сам Куйвашев, а ключевые элитные группы региона", - отмечают авторы исследования.
Отличительной характеристикой контента является большое количество инсайдов относительно внутриэлитной борьбы между политическими группами влияния и финансово-промышленными группами: "Часто сама губернаторская кампания анализируется не столь подробно, акцент делается на внутриэлитной борьбе за власть и ресурсы".