Новости
Продажа крепкого алкоголя в Югре падает
Общество | Ханты-Мансийский АО - Югра

В Югре снижается потребление крепкого алкоголя. Об этом говорят результаты масштабного исследования. При этом рейтинг агентства "Zoom market", заявившего, что Ханты-Мансийск - в тройке лидеров по потреблению алкоголя, создан непрофессионально, сообщили Накануне.RU в департаменте общественных и внешних связей ХМАО.

Напомним, столица автономии стала вторым в списке самых пьющих городов страны, уступив лишь Саратову. Депутат окружной думы Александр Новьюхов сказал в беседе с Накануне.RU, что "такой итог – полный бред: в городе мало питейных заведений и очень развита культура здорового образа жизни".

Комментируя итоги исследования агентства, в департаменте сообщили, что в основе любого анализа должна лежать четкая методология сбора данных, которая не будет ставить под сомнение само исследование. В открытых источниках отсутствует информация, каким именно образом маркетинговое агентство "Zoom market" собирало и анализировало данные для составления списка, который авторы представляют как "рейтинг самых пьющих городов России".

В департаменте отметили, что, по имеющимся данным, агентство опросило 3 тыс. 250 человек в 25 городах, то есть по 130 в каждом из них. Опрос проводился на улице, в разных районах городов – не факт, что самых благополучных, что тоже сказывается на итогах – среди граждан в возрасте от 19 до 73 лет. Итоговый рейтинг городов составлен посредством простого подсчета количества утвердительных ответов на вопрос анкеты "Употребляете ли вы алкоголь?". Выборка является недостаточной и составлена без учета численности жителей в каждом городе. Профессиональным социологам и простым обывателям этих данных будет достаточно, чтобы сделать вывод о нерепрезентативности опроса.

(2005)|Фото: Накануне.ru

В противовес данным "рейтинга" можно привести сведения регионального социального исследования, которое Центр медицинской профилактики провел в 2017 г. во всех 22 муниципалитетах Югры. По его итогам, в отношении Ханты-Мансийска были выявлены такие тенденции. Почти 40% опрошенных отметили, что крайне редко употребляют алкоголь, 20% никогда не употребляют спиртные напитки, 17% - что употребляют алкоголь один или несколько раз в месяц. Лишь 8,2% ответили, что употребляют алкоголь каждую неделю. Если говорить о масштабах всего округа, то только 15% респондентов отметили, что употребляют алкоголь один или несколько раз в месяц. 35,8% крайне редко употребляют алкоголь. Совсем не пьют 31,2% опрошенных.

Маркерами степени алкоголизации должны быть не только социологические, но и статистические данные. Реальную картину покажут такие цифры, как, к примеру, количество продаваемой алкогольной продукции в определенный временной период или количество пациентов соответствующих наркологических организаций.

Сравнительный анализ объемов продаж алкогольной продукции показывает, что продажа крепких спиртных напитков в регионе демонстрирует отрицательную динамику – минус 5,4 пункта в сравнении с прошлым годом. Продажи винодельческой продукции также падают – на 2,5%. Потребление алкоголя в Югре вдвое ниже в сравнении с общероссийскими показателями (9,1 л на душу населения против 18). Данные цифры содержатся в отчете по итогам исследования, посвященного проблеме роста потребления жителями алкогольных напитков, которое провел окружной департамент общественных и внешних связей в 2017 г.

Есть и другие статистические примеры. По данным департамента здравоохранения Югры, в рамках диспансеризации определенных групп взрослого населения за 9 месяцев 2018 года риск пагубного потребления алкоголя в Ханты-Мансийске выявлен у 24 человек. В целом по региону эта цифра составляет 626 человек. Отмечается снижение количества летальных исходов от отравления алкоголем и его суррогатами на 9,1 % в 2017 г. и составляет 16,9 на 100 тыс. населения или 20 случаев (в 2016 - 22,6 на 100 тыс. населения или 22 случая). По данному показателю Ханты-Мансийск находится на шестом месте среди всех 22 муниципальных образований. Наблюдается небольшое увеличение числа людей, зарегистрированных с диагнозом "алкоголизм" в 2017 г. В 2016 г. на 100 тыс. населения приходилось 973 таких случая, в прошлом году – 1 тыс. 61 случай.

Ниже представлен анализ количества лицензионных объектов розничной продажи алкогольной продукции (магазины и общепит) по городам, которые названы в "рейтинге". Его провел департамент экономического развития Югры, и результаты также демонстрируют несостоятельность рейтинга. Логично предположить, что в городах, которые названы "самыми пьющими", должно быть и больше точек продаж. Но цифры говорят о другом и "рейтингу" не соответствуют.

Город из рейтинга Zoom market

место в рейтинге Zoom market

количество лицензионных объектов розничной продажи алкогольной продукции

численность населения

доля лицензионных объектов розничной продажи алкогольной продукции на 10 тыс. чел. населения

Саратов

1

1432

845079

16,9

Ханты-Мансийск

2

105

98589

10,7

Москва

16

10256

12443566

8,2

Екатеринбург

19

1983

1495029

13,3

Нижний Новгород

24

1963

1268852

15,5

Казань

25

2299

1237689

18,6

По данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Югра по количеству лицензированных точек продаж на душу населения занимает четвертое место в УрФО и 62 место – в целом по России.

Михаил Лукашкин


Предыдущие новости на эту тему:

09:39 24.10.2018 Ханты-Мансийск попал в тройку самых пьющих городов России

17:07 24.10.2018 "Вторые по пьянству – полный бред": депутат думы ХМАО – об "алкорейтинге" городов

19:34 24.10.2018 Мэр Саратова не согласился с данными о "самом пьющем городе России"