Новости
Развитие сюжета:

12:29 15.03.2019 Участники строительства ж/д ветки Бованенково - Сабетта готовятся заключить соглашение

10:39 13.05.2019 На линию Бованенково — Сабетта могут перенаправить около 80 млрд от проекта СШХ-1

15:16 01.08.2019 Ямал и "ВИС" расторгли соглашение о строительстве ветки Бованенково – Сабетта

"Классическая схема". НОВАТЭК может свести к минимуму свое участие в строительстве железнодорожной ветки Бованенково - Сабетта
Экономика | Ямало-Ненецкий АО | Уральский ФО | В России

Компания НОВАТЭК может присоединиться к строительству железнодорожной ветки Бованенково - Сабетта, однако, скорее всего, ее участие будет минимальным, передает корреспондент Накануне.RU.

Как сообщалось ранее, дорогу передадут на федеральный уровень. Концессия будет подписана с "Газпромом" (либо с его "дочкой" "Газпромтранс") и РЖД. Переговоры об участии НОВАТЭКа еще продолжаются. По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, участие в проекте может быть выгодно для компании, реализующей на Ямале другой крупный проект - "Ямал СПГ".

Игорь Юшков отметил, что НОВАТЭК ориентируется на будущее СПГ-проекта. Компания планирует запустить "Арктик СПГ 2" - на базе месторождения на Гыданском полуострове. Кроме того, будет запущен третий и четвертый проект СПГ. Если иностранные инвесторы будут и дальше интересоваться СПГ-проектами, то НОВАТЭК будет их реализовывать - ресурсная база позволяет.

"Четыре завода СПГ вместе с "Ямал СПГ" НОВАТЭК построит. Естественно, что это долгосрочная перспектива и наличие железной дороги будет тут только плюсом для НОВАТЭКа, это более привлекательно для инвесторов. Проекты все больше и больше обеспечиваются инфраструктурой, поэтому они более выгодные, чем предыдущие. Такую логику среди инвесторов НОВАТЭК вполне может продвигать", - отмечает аналитик.

Логика в строительстве железной дороги состоит в том, чтобы синхронизировать работы с Северным широтным ходом и запуском новых проектов в самой Сабетте. В 2022-2023 гг. планируется запуск "Арктик СПГ". Если к этому времени новая железнодорожная ветка будет построена, то часть грузов для строительства самого объекта "Арктик-СПГ" можно будет перевозить по железной дороге, а не по морю. Тогда отпадет зависимость от погодных условий на Северном морском пути. Отметим, что ранее практически все грузы доставлялись в Сабетту именно морским транспортом, меньшая часть - воздушным. Авиаперевозки - значительно дороже.

"Мы даже видели ролики на "Ютубе", что идет судно с трубами и от качки половина труб улетает в море. Здесь железная дорога была бы плюсом для НОВАТЭКа, но, скорее, она больше повлияет на реализацию дальнейших СПГ-проектов", - отметил аналитик.

Однако, по словам Игоря Юшкова, НОВАТЭКу и другим крупным компаниям не хотелось бы становиться участниками строительства этой железной дороге. Аналитик отмечает, что гораздо выгодней для компании было бы, если бы государство построило эту железную дорогу за свой счет.

"Я думаю, что примерно такой формат и будет. НОВАТЭК, может быть, и будет участвовать, но явно будет стремиться к тому, чтобы у него был минимальный пакет акций, для того, чтобы переложить эту нагрузку по финансированию железной дороги на государство и на регионы. НОВАТЭК проводит четкую позицию, что СПГ-завод - это только один из элементов порта Сабетты, то, что это будет многофункциональный порт, поэтому государство должно развивать его за собственный счет. Так все и происходит: дноуглубительные работы государство провело, сам порт построило государство, даже взлетно-посадочную полосу построило государство. То есть - максимально национализировать издержки и приватизировать прибыль - это классическая схема. И естественно, что любая компания к этому стремится. Поэтому если НОВАТЭК и будет участвовать в этом проекте, то постарается сделать свое участие минимальным, чтобы много денег не тратить", - считает эксперт.

Игорь Юшков добавил, что в режиме настойчивых рекомендаций над проектом работают все компании, поскольку государство определило, что этот проект является государственно значимым, поэтому компании "РЖД" и "Газпром" должны в нем участвовать. Причем, "Газпром" участвует как компания, которая уже имеет свою инфраструктуру на ямальском полуострове - ранее "Газпром" занимался строительством дороги до Бованенковского месторождения, которое принадлежит "Газпрому". Именно от этого месторождения пойдет дальше ветка на Сабетту.

"Я думаю, что для любой компании это во многом принуждение, и строить дорогу в Сабетту особого желания ни у кого нет. Но государственная позиция такова, что железная дорога будет туда построена, и поэтому компании должны в этом участвовать. Возможно, для компаний-участников будут предусмотрены дополнительные бонусы из бюджета. Поэтому, здесь лишь вопрос параметров, сколько они потратят своих денег, сколько они получат из бюджета, но, насколько мы понимаем, там вопрос: "строить - не строить, участвовать - не участвовать" не стоит. Государство дало установку", - резюмировал эксперт.

Напомним, ветка "Бованенково – Сабетта" соединит единую транспортную систему России с Севморпутем, откроет многим российским предприятиям и регионам ворота в Мировой океан, к рынкам Европы и Азии.

Ксения Теплякова


Предыдущие новости на эту тему:

21:35 19.12.2017 "Мы снизили стоимость проекта, это ускорит процесс": губернатор Ямала – о строительстве железной дороги из Бованенково в Сабетту

09:38 29.10.2018 НОВАТЭК пригласили присоединиться к строительству ж/д ветки Бованенково - Сабетта